История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Морис Бежар: «Искусство должно удивлять»

«Станок, зеркало и танцовщики – все, что нужно для рождения спектакля», – так говорил Морис Бежар. Его балеты «Весна священная», «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой» сегодня уже стали историей. Морис Бежар умер. Он скончался в Швейцарии на 80-м году жизни. Для своего творчества великий хореограф сам нашел очень точное и образное сравнение - «лоскутное одеяло, состоящее из маленьких кусочков души тех, кто встречался на великом пути хореографа». Рассказывают «Новости культуры».

Сто балетов, десять опер, пять книг, пьесы, кино – этот неистовый марселец был неутомим. Себя он называл «кипящей кастрюлей танца». Бежар занялся хореографией по совету врача в тринадцать лет, а через три года уже дебютировал в труппе марсельской оперы. Потом была учеба у Волковой в Лондоне, у мадам Рузан в Париже, работа у Пети. Освоив хореографические школы, он создал собственную школу Бежара.

Его счастливым билетом стала «Весна священная». Бежар с триумфом поставил балет в Брюсселе. Потом была «Жар-птица». В 1969 году он создал «Балет двадцатого века». Когда труппа переехала в Лозанну, ее стали называть Балетом Бежара. Лабораторией танца, в которой хореограф сочинил новый, ни на что не похожий стиль. Он ставил не только на театральных сценах, но и на спортивных аренах.

Приезд Бежара, в 1978 году в Советский Союз стал настоящей революцией, перевернувшая представления о современном танце. Две главные темы волновали хореографа: смерть и секс. Он ставил для Нуреева и Хорхе Донна, Васильева и Максимовой. Для Майи Плисецкой Бежар сочинил «Айседору», «Видение розы». Последний опус «Ave Майя» хореограф сделал к юбилею примадонны.

При всей любви к русскому балету Бежар так ничего и не поставил для Большого театра. Об этом современные примы могут только сожалеть. «Я сидела, смотрела на него и жалела», – признается Светлана Захарова. Он редко записывал свои занятия с танцорами. Бежар творил легко, по вдохновению. Последние годы его интересовали синтетические спектакли: он соединял танец, пантомиму, пение. Героями его спектаклей были противоречивые персонажи: Эвита Перон. Андре Мальро, Чарли Чаплин. Девиз Бежара: «Искусство должно удивлять». Сам хореограф покорил мир, сломав каноны классического танца, создав свой театр – театр Мориса Бежара.