История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Совпадения. 24 сентября 2009 года

24 сентября 1896 года родилась Эльза Триоле, французская писательница русского происхождения, младшая сестра Лили Брик. Триоле блестяще говорила и писала по-французски. Ее сборник под названием «За порчу сукна штраф 200 франков» был удостоен Гонкуровской премии, которая впервые за 40 лет была присуждена женщине. Она переводила Чехова и, конечно, пропагандировала творчество Владимира Маяковского. А сам поэт в этот день - 24 сентября 1917 года - выступал в Политехническом музее с докладом «Большевики искусства» и читал свое стихотворение «Революция». О других исторических совпадениях – «Новости культуры».

Этот день остался в истории и как день рождения человека, к которому императрица Екатерина II благоволила на протяжении целых 17 лет. Именно столько у руля государства стоял князь Григорий Потемкин-Таврический. Императорский фаворит родился 24 сентября 1739 года. Интересно, что свою знаменитую крылатую фразу Потемкин посвятил событию, которое произошло также в этот день. «Умри, Денис, иль больше не пиши, имя бессмертно по одной этой пьесе». Так свое восхищение князь Потемкин выразил Денису Фонвизину. Впрочем, в этот день писателем восхищались все. 24 сентября 1782 года состоялась премьера его пьесы «Недоросль». Успех был полный, на сцену даже бросали кошельки.

В этот день 24 сентября 1916 года русский летчик Константин Арцеулов первым в истории авиации удачно выполнил «штопор». В наши дни представить любую школу пилотирования без этой фигуры невозможно.

Арцеулов - пионер русского планеризма, создатель пяти планеров собственной конструкции, мастер аэрофотосъемки, учитель Валерия Чкалова и еще - внук художника Ивана Айвазовского. Надо сказать, что семья Айвазовских была большой и богатой талантами, так что серьезно летные заслуги аса Арцеулова домочадцы не воспринимали и ласково называли его «Котик». И если стихией Арцеулова был воздух, то стихией его деда - море.

«Этюд воздуха над морем» - так называлась картина, за которую в этот день Айвазовский получил серебряную академическую медаль - это произошло 24 сентября 1835 года. Знак поощрения чуть не стоил маринисту его репутации. Дело в том, что учителем тогда еще начинающего Айвазовского был назначен француз Филипп Таннер.

Ученик быстро освоил приемы парижского мастера, а картина «Этюд воздуха над морем» стала его самостоятельной работой. Таннер возмутился таким независимым поведением ученика и пожаловался Императору, который повелел все картины Айвазовского с выставки снять, но за него вступились профессора Академии и друзья художника, а француз Таннер, прибывший в Россию «на ловлю счастья и чинов», вскоре бесславно ее покинул.

Среди защищавших честь Айвазовского были - баснописец Иван Крылов и поэт Василий Жуковский. Так совпало, что в этот день морская и поэтическая стихии захватили Жуковского. Многим исследователям творчества поэта и переводчика хорошо знакомо письмо, датированное этим числом - 24 сентября 1847 года.

Это письмо Жуковского, адресованное другу, Сергею Уварову, больше похоже на творческий манифест - в нем Жуковский рассказывает о своих принципах перевода Одиссеи Гомера, о том, как нелепы подстрочники, и о том, как сложно творить гармонию из звуков.

А другой участник истории с картиной Айвазовского - баснописец Иван Крылов - в этот день 24 сентября 1821 года был далек от поэзии. В своем письме в цензурный кабинет Санкт-Петербурга Крылов просит запретить печатать его басни всем «посторонним» издателям.

Все дело в том, что составители многочисленных сборников и хрестоматий начали публиковать басни Крылова без его разрешения просто в ошеломляющих масштабах. Закона о нарушении авторских прав тогда еще не было, но цензурный кабинет определил тогда -«принять к сведению» - разумеется, сведению издателей. Впрочем, это Крылов не спасло - его басни продолжали печатать без ведома автора. Ведь однозначные нетленные истины, так удобно читаемые, с таким нравственным лапидарным окончанием ценятся во все времена.