История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

100 лет со дня рождения Лидии Сухаревской

Народная артистка СССР Лидия Сухаревская начинала карьеру с ролей в Агитационном театре, который потом получил название «Колхозного театра», и в Ленинградском театре рабочей молодежи. Однако масштаб ее дарования вывел актрису на совсем иной уровень. Она безупречно играла великую княгиню Елену Павловну в фильме «Мусоргский», миллионершу в спектакле «Визит дамы» и непревзойденную Эдит Пиаф. Не менее талантливо она изображала крестьянок. Среди фильмов с ее участием – лидер советского проката «Василиса Прекрасная», «Бессмертный гарнизон», «Она вас любит», «Анна Каренина». Завтра исполняется сто лет со дня рождения Лидии Сухаревской. Рассказывают «Новости культуры».

По классическим канонам она не красавица, но знакомые Лидии Сухаревской свидетельствуют: не влюбиться в нее было невозможно. Она умела преподнести себя, у нее был собственный стиль. Молодые актрисы всегда примечали, во что одета Лидия Павловна, какую сделала прическу.

«Я даже радовалась, что она не красавица, потому что красота иногда приглушает ту талантливость острую, которая идет от актрисы, а у нее лицо преображалось талантом», – говорит народная артистка СССР Вера Васильева.

Она могла блистательно сыграть и перевоплощалась в певицу Эдит Пиаф и крестьянку Пелагею, дворянку Раису Петерсон в «Поединке» и секретаршу в «Дождях». Актриса без амплуа – так говорят о ней в театральной среде, и это высшая похвала мастерству артиста.

«Она была настолько внутренне свободной, что любая роль, казалось, была рождена только для нее. После нее никогда не хотелось играть – настолько она была убедительной», – продолжает Вера Васильева.

В доме на Большой Никитской, где двадцать лет прожили Лидия Сухаревская и ее муж, актер Борис Тенин, теперь открыт филиал Центральной научной библиотеки при Союзе театральных деятелей. Усилиями его сотрудников и близкого друга семьи Бориса Поюровского в квартире удалось сохранить атмосферу 1970-х.

«Тенин не собирал книги, он их читал, и здесь нет ни одной книги, которую он бы не прочитал. Он был настоящий библиофил. Лидия Павловна тоже читала, и все то, чего они добились, они добились благодаря книгам», – заверяет Борис Поюровский.

Сухаревская много читала в поисках роли, которую могла бы назвать любимой. Нашла ее, но не сыграла. Это была роль Антонины из романа Юрия Германа «Наши знакомые». Актриса сама написала инсценировку, но по разным причинам осуществить ее не удалось. Если не было подходящего драматургического материала, она старалась создать его самостоятельно. Написала пьесу «Жизнь сначала», по которой сняли одноименный фильм. Стала соавтором пьесы об Эдит Пиаф.

«"Правда хорошо, а счастье лучше" – это было последнее, что они репетировали, и этот костюм сделали собственными руками. Но потом Гончаров решил сделать это с молодежью», – замечает Борис Поюровский.

В этом доме многое было сделано собственными руками – мебель, светильники, переплеты книг. Нет ни золота, ни бриллиантов. У этой пары было своеобразное представление о ценностях. Все заработанное Борис Михайлович вкладывал в книги – у него была редчайшая коллекция экслибрисов, а Лидия Павловна обожала путешествовать, побывала не только в Европе, но и в Африке, в Австралии. Впрочем, для обоих главным оставался театр.

Посмотреть на их дуэт в «Старомодной комедии» рвалась вся Москва. Не только потому, что в этой роли Лидия Павловна явила все грани своего необычного таланта – иронию, эксцентрику, фарс, трагедию, психологическую глубину. Но еще и потому, что эта прекрасная пара принадлежала к особой породе людей, которую нечасто встретишь в наше прагматичное время.