История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Воспитание недоросля

Кто такой Петр Вайль? Бородатый и юморной эссеист. Человек с поистине раблезианским отношением к культуре. Знаток русской кухни, советского коммунального быта, американского кинематографа и городских ландшафтов. В общем, "прикладной культуролог", как называют его некоторые критики-эстеты. С другой стороны, Вайль, родившийся в Риге, уехавший в США в 1977-м, а ныне проживающий в Праге, работает редактором на радио "Свобода", то есть, как сказал бы тургеневский Павел Кирсанов, человек "с принсипами". Что опять-таки немаловажный штрих к портрету. И тем не менее при всем богатстве красок кто-нибудь не слишком осведомленный может вообразить, что речь идет просто о модном литераторе. Ну и еще о "радийном волке", как промеж себя говорят друг о друге работники эфира.

Но истинное положение вещей куда интереснее. Конечно, все перечисленное - правда, но главное в другом. Критик времен старинных наверняка заговорил бы тут о некой миссии. И был бы в чем-то прав. Живя в Праге, Петр Вайль вольно или невольно стал ментором для новорусской публики. Для читателя, решившего опроститься, сложить голову в телеэкран и обложиться детективами, он работает культурным гидом. Можно даже сказать - гувернером, заставляющим этого стареющего недоросля снова-здорово (а кого-то и впервые) читать умные книжки. Умные - но без академической отрыжки... Впрочем, свою литературную опеку Вайль сегодня дополняет беседами со зрителем в телецикле "Гений места" на "Культуре".

А началось все в 80х - начале 90х, когда Петр Вайль и его бывший соавтор Александр Генис заявили о себе. Они решили побороться в вольном эссеистическом стиле за "электорат", оставшийся от самой читающей в мире нации. Так уж случилось, что у Бродского, чей талант эссеиста оказался, увы, в тени его поэтического таланта, как раз по этой линии почти не было последователей. И первыми в списке оказались Вайль с Генисом. Оба - наблюдательные и остроумные. Они, например, составили опись имущества - вещевого и идейного - бывшего СССР. Их книжка "60е. Мир советского человека" стала бестселлером. Как, впрочем, и "Родная речь", и "Русская кухня в изгнании". Авторов бесконечно обсуждали. Кое-кто из молодых даже подумывал о том, чтобы спародировать манеру и имидж отцов-основателей новой эссеистики - разумеется, с поправкой на разницу поколений. "Пародией на Вайля с Генисом, - говорит известный рижский (впрочем, ныне уже московский) литератор Александр Гаррос, - мы с моим соавтором Лехой Евдокимовым, веселясь, именовали себя сами. Налицо различие: нам для того, чтобы очутиться в эмиграции, уезжать из Риги не пришлось, советская родина сама от нас съехала в 91м". А потом Вайль ушел в одиночное плавание. Из-под его пера выходили книги о словесности, о странах, городах и гениях - их уроженцах. Самая лучшая, на мой взгляд, - "Гений места". Эта вещь с 1999 года неоднократно переиздавалась и дописывалась. Почему? "Творцы-классики и классические города незыблемы, - говорит Вайль. - Зато меняешься ты, и как меняешься, становится понятно по ним... Я отчетливо ощутил, что уже по-новому читаю О'Генри, смотрю Висконти, слушаю Малера. По-иному гляжу на их Нью-Йорк, Милан, Вену"...

Полный текст статьи>>