История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Георгий Милляр: «Я представляю нечистую силу в кинематографе»

Сегодня исполняется 105 лет со дня рождения замечательного актера Георгия Милляра. Его называли «всесоюзной Бабой-Ягой» и «театром одного Кащея». За более чем шестьдесят лет работы в кино он переиграл почти всех сказочных злодеев и шутил: «Я представляю нечистую силу в кинематографе». Георгий Францевич очень любил своих вредных персонажей – ведьм, кикимор и водяных, но всю жизнь мечтал уйти от привычного амплуа и сыграть Вольтера или Суворова. Рассказывают «Новости культуры».

«Теперь очень модно спорить, какая Баба-Яга – злая или добрая? Она не злая и не добрая. Это истерическая старушка с взбалмошным характером. Ее может перебрасывать из одной крайности в другую. Вот такая Баба-Яга», – говорил Милляр. У него самого характер был прямо противоположный. Это был милый и застенчивый, утонченный и галантный – словом, хорошо воспитанный человек. Сын французского дворянина и сибирской красавицы. С детства Георгия окружали бонны и гувернантки. Его учили музыке, языкам и живописи, а тетка – известная певица – частенько водила мальчика за кулисы МХАТа. «Меня с детства к лицедейству тянуло. Наверное, во мне какая-то чертовщина есть», – признавался Милляр.

Героем, вернее героиней, сказочной и положительной, он был лишь однажды. В театре Геленджика семнадцатилетний Милляр, тогда работавший бутафором, заменил заболевшую актрису. Подмену Золушки никто и не заметил. «Нечистая сила – это хорошо. Очеловеченные черти симпатичнее, чем очертенелые люди. А что касается Бабы-Яги, я ничего нового не открыл. Старики играли старух испокон веков», – говорил он.

Наконец, о Бабе-Яге. Все начиналось совсем не с нечисти. Сначала, в 1938 году, была роль царя Гороха в первой звуковой сказке Александра Роу «По щучьему велению». Через год режиссер пригласил Милляра сразу на две роли в «Василисе Прекрасной» – старика и гусляра. А вот с Бабой-Ягой в этой сказке никак не складывалось. Каких только актрис не пробовали! Даже Фаину Раневскую. Милляр заявил режиссеру, что это вообще не женская роль. «Какая актриса позволит себя сделать некрасивой на экране, – рассуждал актер. – Только гример отвернется, она тут же реснички себе подрисует!». Он предложил на роль себя. Знал бы тогда Милляр, что с тех пор во всех сказках Роу он будет Бабой-Ягой.

Про свою Бабу-Ягу, которая перемещалась из сказки в сказку, Милляр знал все – вплоть до малейших возрастных изменений. А вот от роли Кощея актер сначала отказался, но однажды пришел с бритыми головой и бровями. Это был знак согласия на роль. Милляр всегда так делал перед съемками, чтобы гримерам было легче.

Фильм про Кощея Бессмертного снимался в эвакуации в Душанбе. Милляр, переболевший малярией, весил всего сорок пять килограмм. Живой скелет в готическом гриме с тевтонскими доспехами послужил образом политическим – обычный зритель в нем видел образ фашистского захватчика – и пародийным – критики считали «Кощея» пародией на фильм Эйзенштейна «Александр Невский».

Потом были кикиморы, водяные и еще прочая нечисть. «Одну минуточку. Я не все сказал. У меня есть мечта сыграть три исторические роли: Вольтера, Юлия Цезаря и Суворова. Это эксцентричные фигуры, поэтому они мне близки по амплуа», – замечал Милляр. Жаль, что мечта не сбылась, и режиссеры так и не увидели в Георгии Милляре своих новых героев.