История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Трауберг Леонид: Шедевры старого кино

На Московском международном кинофестивале в 1935 году главный приз с «Чапаевым» и «Крестьянами» делил фильм «Юность Максима». Именно этот фильм сделал дуэт Козинцева и Трауберга знаменитым до конца столетия. А ведь когда фильм снимался, уже близилось завершение их совместного полета.

17 января исполнилось 105 лет со дня рождения Леонида Трауберга. 19 января в 11:00 в рубрике «Шедевры старого кино» смотрите фильм «Актриса», снятый Леонидом Траубергом в 1943 году в Алма-Ате на Центральной объединенной киностудии (ЦОКС).

Без определенной доли дерзости нет художника. В 20-е годы прошлого столетия всех дерзких притягивал кинематограф, он же сам и заставлял молодых людей быть такими. Согласитесь, нечасто у вас на глазах рождается новый вид искусства. Чем безумнее действие, тем уместнее оно было в картине Козинцева и Трауберга «Похождения Октябрины». Установив на мотоциклет пишущую машинку, чернильницу и письменный стол, они создали мобильную канцелярию. Эта забавная картина 1925 года не сохранилась. Зато история кино оставила в живых манифест ФЭКСов – фабрики эксцентрического актера, основанной юными режиссерами. Трауберг и Козинцев встречаются в 1920. Одному - 18, другому – всего 16!

Приступая к работе над фильмом «Чертово колесо», Козинцев и Трауберг отказываются от неплохого штатного оператора и приглашают молодого и ничем еще себя не проявившего Андрея Москвина.
Любовная интрига матроса Шорина и девушки Вали разворачивается на американских горках. Картина поначалу называлась «Матрос с Авроры». Моряк, попадающий с подругой в злачные места, был безусловным намеком на пафосный сюжет «Броненосца Потемкина». Конечно, упоминать Аврору в названии такого сумбурного и непонятно на что намекающего фильма, не позволили. Поэтому фильм вызвал одобрение знатоков и первую брань критики, появившись на экранах уже как «Чертово колесо».

Фэксам кажется важным создать закрытую группу. Актеры также воспитываются для «сугубо внутреннего пользования». Мастерская притягивает к себе братьев по духу, которые ощущают себя истинными петербуржцами. К Фэксам приходят Сергей Герасимов, Янина Жеймо, готовая эксцентрическая актриса из цирка, гуманитарий-энциклопедист Юрий Тынянов и совсем еще юный гений Дмитрий Шостакович... Фэксы выращивают собственный коллектив, но не позволяют этому коллективу работать с другими.
В 1925 году писатель Юрий Тынянов, только что опубликовавший повесть «Кюхля», приносит на студию сценарий фильма «Шинель». Такие постановки отводились только мэтрам. Но Тынянов, посмотревший «Чертово колесо», предлагает взять постановщиками молодых фэксов. Впрочем, Трауберг признавался позже: в «Шинели» они с Козинцевым сделали все, чтобы фильм получился не тыняновский, а фэксовский. «Чего мы туда не понатыкали! Другой сценарист попросту подал бы на нас в суд. Тынянов с неизменным благодушием следил за нашими манипуляциями».

«Шинель» была снята в стиле немецкого экспрессионизма, с изломанными ракурсами и тенями, с болезненными искажениями фигур, характеров и реальности. От самого рассказа на экране осталось немного. Зато получилось несколько подлинных вещей: Гоголь и дух Петербурга. И еще кое-что: маленький человек, квинтэссенция русской литературы. «Петербургские улицы обладают одним несомненным свойством: превращают в тени прохожих», - писал Андрей Белый. И у фэксов по вьюге бродят не люди, а тени…

С «Шинелью» спешили невероятно – полнометражный фильм был сделан за полтора месяца. Многие эпизоды сочиняли прямо на съемках. Монтаж был чудовищным, вспоминал Леонид Трауберг: «Действие тянулось так, как съемка произрастания цветка методом мульти». Тынянов сказал: «Это не то, что я написал, но то, за что я готов драться».

Леонид Трауберг, поставив в начале 60-х «Мертвые души» и «Вольный ветер», отошел от режиссуры и занялся литературным творчеством. Его брат Илья Трауберг, в то время не менее известный режиссер, поехал восстановливать немецкую студию «УФА» и там был отравлен.
А лирико-фантастическая трактовка исторических событий, воплощённая ФЭКСами, на родине была продолжена только Сергеем Эйзенштейном в эпопее «Иван Грозный». Одним из операторов этого фильма был тот же Андрей Москвин. Позже эта сгущеная, тревожная фантасмагоричная стилистика была у нас начисто забыта. Или все же… нет? «Жена керосинщика», «Город Зеро», «Оно», «Убить дракона», «Дни затмения» -все эти фильмы выглядят наследниками традиции.