История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Житель большого города как новая субкультура

Йозеф Бойс, немецкий художник, один из основоположников и лидеров постмодернизма, говорил, что каждый человек – это художник, а его жизнь – это произведение искусства. Молодой московский театр, который носит имя Бойса, разрабатывает основную концепцию его творчества, в котором факт неотделим от символа. Как трансформировать факты повседневной жизни обычного человека в символический акт искусства? Ответ на этот вопрос искали режиссер Георг Жено, драматург Нина Беленицкая и психотерапевты Арман Бекенов и Елена Марго. В столичном Центре современной культуры «Гараж» они представили интерактивный проект «Большой город», посвященный жизни в мегаполисе. Рассказывают «Новости культуры».

Государство – это монстр, с которым надо бороться. Так считал Йозеф Бойс – художник именем которого назван театр. Три года назад в голове его главного режиссера Георга Жено созрела идея организовать театр без зрителей и актеров. Театр, где есть только участники и никакой иерархии, что вполне вписывается в мифологию Йозефа Бойса, как и тема сосуществования различных субкультур в одном большом городе. Интерактивный проект «Большой город» – это попытка понять, как они взаимодействуют между собой. Это тридцать шесть часов изоляции десяти его участников разного социального статуса – от официантки до сценариста.

«Каждый играл самого себя или кого-то, кого было удобно играть в данном пространстве. Это как читка пьесы, можно уже вполне классический спектакль ставить», – говорит участник проекта Талгат Баталов.

«Я бы не назвала это театром, потому что для меня театр – это то, где есть зрители. А тут все актеры, и все включены в действо», – поясняет участник проекта Молли Финн.

Это совсем не похоже на театр, и вряд ли проект можно называть спектаклем. Просто те, кто сумел в течении тридцати шести часов слушать другого и понимать его, теперь делятся опытом со всеми остальными. В аудитории собрались, в основном, студенты, антропологи и маркетологи. Это и не удивительно, ведь любые субкультуры страдают от коммерческого интереса, становясь со временем дорогой забавой. Другое дело, что здесь под субкультурой понимают не каких-нибудь панков или эмо. Субкультура – это то, чего не увидишь глазами, но почувствуешь. Участники проекта открыли новую субкультуру – житель большого города. Что же получилось в итоге?

«Звучит очень пафосно, но это правда. Для меня это был такой процесс одиночества. Это город очень одиноких людей и нехватки тепла», – говорит режиссер Театра имени Йозефа Бойса Георг Жено.

Урок, извлеченный из этой, пусть и совсем не театральной игры, может пригодиться нам всем. Но есть одна проблема – как определить себя в субкультуре? Слишком много желающих участвовать. Похоже, ответ на вопрос – «кто я?» – для большинства представляется затруднительным.

Для тоталитарных систем существование субкультр немыслимо. Если субкультуры появляются, значит общество открыто и демократично. Но если сам факт существования субкультур обсуждается в таком психоаналитическом ключе – значит, есть что лечить.