История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Турчанинова Евдокия: Служить театру. 135 лет со дня рождения Евдокии Турчаниновой

14 марта исполняется 135 лет со дня рождения Евдокии Турчаниновой.
Смотрите 20 марта в 15:35 программу "Служить театру...", посвященную великой актрисе Малого театра. Евдокию Дмитриевну вспоминают: актеры Юрий Соломин, Ирина Ликсо, Кира Аллилуева-Политковская, театральный критик Борис Любимов.

Евдокия Дмитриевная Турчанинова, дочь капельдинера Малого театра, окончила Театральное училище под руководством Ленского. В Малый театр ее приняли в 1891 году, и она играла в нем всю жизнь. Дебютировала Турчанинова ролью Ульяны в пьесе «Воевода». Играть ей сразу пришлось очень много, но она не жаловалась. Огорчала тогда молодую актрису другое: ее, молоденькую и худенькую девушку, единственную из молодых актрис обладавшую настоящим певческим голосом, часто заставляли исполнять роли старух. «Восемь лет пробыла я старухой, лишь с организацией Нового театра под режиссерством Ленского, я опять “омолодилась” и стала опять молодые роли».

Всем ролям актриса предпочитала роли Варвары и Грушеньки. Она писала: «Переиграла я массу ролей из пьес великого драматурга, но самые дороги моему сердцу роли – это горячая и смелая Варвара из «Грозы» и вольнолюбивая Грушенька из «Не так живи, как хочется», потому что обе они своими страстными, порывистыми натурами утверждают жизнь».

В 1926 году ее дебютный спектакль «Воевода» был сыгран как юбилейный – 35 лет в Малом - Турчанинова исполняла две роли: Ульяны и старухи крестьянки. А. И. Южин писал Турчаниновой в поздравлении: «Вы любили наш бесценный театр больше себя, служили ему, как мало кто и, что важнее всего, всегда были одним из самых дорогих каменьев его венца».

Потом позже Турчанинову, Рыжову, Пашенную и Яблочкину будут называть «великими старухами Малого» - великими, потому благодаря им в Малом театре было создано настоящее содружество между старейшими мастерами театра и молодыми артистами.

Турчанинова учила не только умению говорить, технике речи, но и умению молчать, технике молчания: «Значение молчания на сцене равносильно значению речи, и техника молчания не менее сложна, чем техника речи».