История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

«Сатирикон»: от пародии к драматическому театру – 70 лет

Вот уже семьдесят лет бьется на театральной передовой с невежеством, хамством, глупостью и лицемерием театр «Сатирикон». Основанный Аркадием Райкиным, он претерпел немало изменений. Сегодня в его афише представлены все возможные жанры – от сатиры до героической комедии и философской исповеди, а классика гармонично соседствует с современной драматургией. Только что на сцене «Сатирикона» завершился сотый показ «Синего чудовища» по пьесе Карло Гоцци и начались «юбилейные поклоны» – чествование старейшин театра. Поздравление с 70-летием «сатириконовцам» направил президент Дмитрий Медведев. Рассказывают «Новости культуры».

Зрители, пришедшие на юбилей «Сатирикона», с удивлением рассматривали вещи, принадлежавшие основателю театра Аркадию Райкину. Водительское удостоверение и штрафной талон. Откуда столько проколов? Конечно же, это чья-то шутка. Если Райкина и останавливали гаишники, то только для того, чтобы взять автограф.

Лидия Каретникова пришла в «Сатирикон», когда он еще находился в Ленинграде и назывался Театром эстрады и миниатюр. Тот период был самым сложным. После прогона спектаклей к Райкину часто приходили цензоры.

«Это убрать, это убрать, это убрать... Это при мне было. Я Аркадия Исакиевича после грима в порядок приводила, и он сказал: "Знаете что, давайте убирайте и меня сразу, заодно". Ну вот, после этого у него инфаркт был», – вспоминает гример Лидия Каретникова.

В 1982 году коллектив переехал в Москву и получил новое здание, в котором цензоры, кстати, уже не появлялись. В Советском Союзе Райкин один заменял собой целое министерство – добра и борьбы с пороками.

«"Если уж там мой внучок будет хулиганить, вы уж его там шмякните. А если он что-нибудь набедокурит, то вы мне брякните". И все эти выражения – "брякну", "шмякну", "звякну" – до сих пор в бытовой речи у простых людей. Это же все райкинские слова», – замечает актер Денис Суханов.

От прежнего райкинского театра шуток и пародий сохранились только маски в фойе. Сегодня «Сатирикон» – драматический театр. Островский, Шекспир... Константину Райкину было не просто ужиться с Райкиным-старшим под одной крышей.

«Не всегда наши "пазлы" совпадали, иногда находила коса на камень, у нас были разногласия и какие-то споры», – признается Константин Аркадиевич. Сегодня он уже не называет «Сатирикон» отцовским театром. «Это мой театр уже», – утверждает он. Да и актеры сегодня равняются на него, на Константина Райкина.

«Чтобы здесь работать, нужно соответствовать его психофизике, нужно соответствовать его темпоритму. В десять утра на репетицию – я думаю, мало театров, которые начинают репетировать в десять утра. Здесь нужно соответствовать его энергетике», – говорит актриса Лика Нифонтова.

«Когда он сам является артистом, а режиссер другой, тут совершенно другая природа какая-то вступает. Он очень послушен», – замечает Денис Суханов.

«Если к плаванию это приравнивать – то уже умеешь и так, и так, и кролем, и брассом, а он тебя палкой топит и говорит: "Ты вообще плаваешь или нет? Плавать умеешь? По-собачьи!"», – говорит Константин Аркадиевич. Юбилей «Сатирикона» он вместе с труппой встречает на сцене, под аплодисменты зрителей.

«Они тебе поголовно отдаются в рабство, полюбовно. Они хотят, чтобы ты ими владел, и ты ими владеешь с полным правом, потому что ты этого заслужил. Вот сейчас, сегодня», – добавляет художественный руководитель.

В день юбилея «Сатирикона» Константин Райкин хотел бы услышать не только аплодисменты зрителей, но и шум строительной площадки. Но строительство культурного центра имени Аркадия Райкина, где планируют создать амфитеатр, автоматически уходящий под землю и театральная школа-студия, заморожено. До лучших времен.