История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Творческий климат планеты в 2009 году

Фантастическая лента Джеймса Кэмерона «Аватар», вышедшая на экраны в канун Нового года, заняла второе место по кассовым сборам за всю историю кино. Фильм уже заработал один миллиард сто тридцать миллионов долларов и уступает пальму первенства лишь «Титанику» – детищу того же режиссера. Меж тем Кэмерон готовится к съемкам новой ленты – об атомной бомбардировке Хиросимы. Недавно он приобрел права на экранизацию книги Чарльза Пеллегрино «Последний поезд из Хиросимы: Воспоминания выживших». О других событиях, которые определяли творческий климат планеты в 2009 году, рассказывают «Новости культуры».

Творческий климат планеты в этом году можно смело сравнить с климатом природным. Перепады температур, отклонения от нормы и, конечно, сюрпризы. Так, во Франции, атмосфера накалилась из-за забастовки работников крупнейших музеев – Лувра, Д'Орсэ, Версаля.

В Австрии задули ветры перемен – на Зальцбургском музыкальном фестивале заявлено о смене художественного руководителя.

В Лондоне, в шекспировском театре «Глобус» поставили спектакль «Christmas Cracker» – «Рождественская хлопушка». В год 445-летия со дня рождения драматурга «Глобус» впервые не закончил сезон в ноябре, а удивил зрителей декабрьскими спектаклями. Прохладно, конечно, но зрелище того стоит.

***
В кино главным ньюсмейкером года стал Каннский фестиваль с очень сильной конкурсной программой. Среди прочих здесь были представлены ленты режиссеров, чьи работы неизбежно привлекают внимание. Результат оказался противоречивым. «Антихрист» Ларса фон Триера в Каннах стал самым громким провалом конкурса и был жестоко освистан. «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино также мало порадовали каннских ценителей. Впрочем, магия режиссерского имени сыграла не последнюю роль. Уже за первый уикенд проката в Америке фильм стал самой кассовой лентой Тарантино. Более 120 миллионов долларов в США, около 200 миллионов – в Европе. И скромно – около 6 миллионов долларов – в России.

Педро Альмодовар со своими «Разомкнутыми объятиями» оказался предсказуемо качественным. Может быть, поэтому главный приз Канн достался не ему, а австрийцу Михаэлю Ханеке за «Белую ленту» – фильм, исследующий природу человеческого насилия.

Вообще в иностранных фильмах в этом году стало больше жестокости, секса и агрессии, способных вызвать шок. Российские фильмы в этом году не производили мировых сенсаций и не брали главных фестивальных призов. Зато «Золотого Венецианского льва» как лучшая актриса года получила Ксения Раппопорт – за роль в фильме Джузеппе Капотонди «Двойной час». А мультипликатор Константин Бронзит вошел в Американскую академию киноискусства.

***
Главные книги этого года были долгожданными. Многие мечтали прочесть неоконченный роман Владимира Набокова «Лаура и ее оригинал». В этом году сын писателя Дмитрий решил, наконец, выпустить книгу в свет. Благодаря непослушанию наследников одной литературной загадкой в этом году стало меньше.

Сюрпризом, о котором многие мечтали, стал выход продолжения книги Алана Милна о приключениях Винни-Пуха и его друзей. Ее написал английский писатель и драматург Дэвид Бенедиктус. Новый сюжетный поворот в книжной жизни Винни-Пуха наступил впервые за 83 года. У Винни появился еще один друг – капризная и веселая выдра Лотте.

Наконец, в свет вышел «Потерянный символ» – новый роман Дэна Брауна снова стал бестселлером. Во многих странах мира люди стояли в очереди за долгожданным продолжением «Кода да Винчи». В Великобритании накануне выхода книги были предприняты беспрецедентные меры безопасности, чтобы содержание романа не просочилось в прессу. Сразу после выхода книги ее начали переводить на пятьдесят языков. Первый тираж «Потерянного символа» стал рекордным в истории книгоиздательства – шесть с половиной миллионов экземпляров.

Неожиданностью стало имя лауреата Нобелевской премии по литературе. Ее получила немецкая писательница с румынскими корнями Герта Мюллер, которая «богатством поэзии и откровенностью прозы описывает состояние обездоленных».

***
Самым скандальным спектаклем этого года стала «Оргия толерантности» бельгийца Яна Фабра. Этот спектакль шокировал публику в Авиньоне, Дубровнике и на фестивале NET в Москве. Фабр приравнивает европейские толерантность и политкорректность к лицемерию и ханжеству, а страсть к потреблению – к безудержному желанию секса.

Куда более мирной кажется тенденция, которую можно охарактеризовать как «Голливуд на театральной сцене». Спектакли с участием звезд американского кино – «Гамлет» с Джудом Лоу и «Затяжной дождь» с Хью Джекманом и Дэниелом Крейгом – стали хитами сезона в Нью-Йорке. Кроме того, на Бродвее восстановлен легендарный мюзикл «Вестсайдская история». В Германии грандиозная постановка мюзикла «Бен Гур» своим появлением также обязана голливудской киноистории.

***
В мировой музыке уходящий 2009-й стал годом юбилеев и круглых дат. Для любителей классики главным был Йозеф Гайдн. 200-летие со дня смерти композитора в течение всего года отмечалось в его родном Айзенштадте. Оплот американской классической музыки – «Метрополитен-опера» отметила 125-летие грандиозным гала-концертом в Нью-Йорке. Одним из главных героев стал Пласидо Доминго – сорок лет назад состоялся его дебют на этой сцене.

В этом году сорок лет исполнилось и последнему альбому Beatles. Главные герои поп-музыки двадцатого столетия в 2009 году снова оказались на пике популярности. Сборник ремастированных альбомов «ливерпульской четверки» побил все рекорды по продажам. Beatles снова оказались на первых полосах газет и в плеерах сотен тысяч поклонников. А в качестве живого музыкального сопровождения прошли гастроли Пола Маккартни по европейским городам.

В этом году звуки музыки доносились и с бескрайних просторов Ввсемирной паутины. Состоялся первый в истории концерт оркестра, созданного в Интернете. В 2009 симфоническая музыка стала ближе к людям – в режиме онлайн. Цифровые технологии добрались и до крупнейших концертных залов Европы. В тур по старому свету отправилось шоу «Звездные войны. Концерт». Космическая музыка в исполнении симфонического оркестра на фоне кинокадров на дигитальном полотне и говорящая голограмма.

***
Калейдоскоп художественного мира ярок, противоречив и насыщен.
Подтвердить это взялись российские художники – участники Венецианской биеннале. Павел Папперштейн, Алексей Каллима, Анатолий Журавлев – их работы, заставляющие взглянуть на искусство с другой стороны, можно было увидеть в залах главного европейского смотра, а их имена появились на устах европейских критиков и на страницах газет.

Там же, в Венеции, один из крупнейших коллекционеров мира Франсуа Пино открыл новую галерею современного искусства, а самый скандальный художник современности Дэмиен Хёрст в Киеве выставил масштабнейшую ретроспективу своего спорного творчества. Мнение публики разделилось. Впрочем, так было когда-то и с мастерами прошлого – например, с Фрэнсисом Беконом. Его, как и Херста, много критиковали. К столетию художника в музее «Прадо» открылась его ретроспективная выставка. Кроме того, в Мадриде публика смогла увидеть новую грань творчества Анри Матисса. 70 малоизвестных работ мастера, собранные из галерей и частных коллекций всего мира.