История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Князев Александр на "Худсовете"

В пятницу, 17 февраля 2006 года, в Большом зале консерватории Большой симфонический оркестр под руководством Владимира Федосеева будет исполнять произведения Дмитрия Шостаковича. Солировать на этом концерте будет известный виолончелист Александр Князев. В России музыкант выступает не так часто. 15 февраля 2006 года Александр Князев стал гостем программы "Худсовет".
Большой симфонический оркестр открывает юбилейный год Дмитрия Шостаковича. Концерты пройдут не только в России – маэстро Владимир Федосеев вместе с приглашенными солистами – а это Денис Мацуев и Александр Князев – собирается в гастрольный тур по городам Европы. Европейского слушателя будут знакомить с «неизвестным» Шостаковичем.
Но первый концерт, все же, состоится, в Москве, в Большом зале консерватории. В программе – Второй концерт для виолончели с оркестром, который Дмитрий Шостакович посвятил Мстиславу Ростроповичу. Ростропович, кстати, и исполнил его впервые в день 60-летия композитора. В год 100-летия Шостаковича концерт сыграет Александр Князев. Еще в программе – киномузыка Шостаковича – сюиты из фильмов «Сказка о попе и работнике его балде», «Пирогов» и «Овод».

- Александр, слышал ли Мстислав Ростропович, как Вы исполняете Второй концерт Шостаковича? И если слышал, то что сказал?

- Слышал, потому что мы с ним вместе играли: он дирижировал. Что сказал? Он сказал, что ему нравится. Он был очень немногословен в принципе, но сделал одно замечание – очень глубокое и очень интересное. Это концерт очень длинный, он идет 38 минут. И как сказал о нем, по-моему, Ростропович, за это время проходит вся человеческая жизнь. И вот в самом конце, после всего, что происходит, возвращается первая тема, с чего все начинается. И вот там у автора стоит небольшое крещендо, которое как бы показывает возвращение этой темы. И я его делал, собственно говоря. А Ростропович мне говорит: ты знаешь, не надо ничего делать. Вообще ничего не надо делать. Это как круг: вот он идет, и вот замыкается, и снова…Я ему сказал, Мстислав Леопольдович, извините, я вообще-то это с Вашей записи почерпнул. На что он мне сказал,: «старик, это давно было» (подражает интонации Ростроповича, смеется). Но это я запомнил на всю жизнь – вот это ощущение круга и повторяемости бытия. Потому что, конечно, Дмитрий Дмитриевич это потрясающе чувствовал и изобразил в этой музыке…
Кстати, это было единственное замечание Ростроповича.

- А Вы часто вообще исполняете произведения Шостаковича?

- Да, часто. Я очень люблю оба концерта. Хотя Второй я играю чаще, я его еще больше люблю. Мне кажется, что он глубже, он позже написан – в 1966 году. И вообще, музыка Шостаковича – она для меня невероятно близка.

- Вместе с Большим Симфоническим оркестром Вы собираетесь в гастрольный тур по Европе, будете знакомить европейского слушателя с неизвестным Шостаковичем. А как Вам кажется, известного Шостаковича европейский, среднестатистический слушатель хорошо знает?

- Мне кажется, музыка Шостаковича, она уже настолько космична, и настолько глубока, что это сродни тому, как Йойома играет музыку Баха где-то в Южной Африке среди туземцев, и они вот так вот сидят и слушают, потому что эта музыка завораживает всех. Ну, в данном случае я не могу, конечно, провести полную параллель: Шостакович конечно не Бах, но что-то в его музыке есть, что завораживает практически всех.

- А как Вы вообще подбираете репертуар? Что должно быть первоочередно – чтобы зрителю нравилось, или чтобы Вам было интересно?

- Вы знаете, тут я полный эгоист… Я не хочу сказать, что мне наплевать на зрителя, но я играю только то, что мне нравится. Во всяком случае, я горжусь одной вещью в жизни: я не сыграл ни одной ноты, которая бы мне не нравилась. Что бы мне ни предлагали.
В моем репертуаре почти полностью отсутствует «модерновая» музыка. Все живущие композиторы меня, наверно, за это ненавидят – но что делать? Но несколько произведений, которые я считаю очень талантливыми, я все-таки сыграл – в частности, произведения Гии Канчели; очень интересное произведение французского органиста Жана Гийю – это мой друг, он написал специально для меня очень интересное и сложное произведение для виолончели и органа; еще одно произведение очень талантливого петербургского композитора Лёни Десятникова – я сыграл его, оно называется «Вариации на тему Гайдна».

- Но главное, по-моему, - Ваши интересы полностью совпадают с тем, что ждет от Вас публика.

Беседовала Полина Ермолаева.