История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Московская биеннале начинает считать цыплят

«Всякое искусство совершенно бесполезно», – утверждал Оскар Уайльд. Кураторы Третьей Московской биеннале современного искусства готовы поспорить с великим мастером парадокса. Интерес публики к «искусству без исключений» неожиданно оказался столь высок, что впервые в истории московского проекта в этом году его сроки продлены по желанию зрителей. Новая официальная дата закрытия Биеннале – 1 ноября. Как рекордная посещаемость выставок соотносится с уровнем понимания актуального искусства? Первые итоги биеннале подводят «Новости культуры».

Очередь на биеннале – как за колбасой в советское время. За тридцать дней – восемьдесят тысяч зрителей – рекордное число. Это почти в три раза больше, чем на Первой Московской биеннале.

«Я первый раз на такой выставке. Получила неизгладимое впечатление, меня поразило все, что здесь находится», – признается молодая посетительница.

«Увлекательно! Понравилось нам по-честному. Приобщились к культуре зарубежной.Не отстаем от молодежи, смотрим новые вещи», – замечают пожилые москвичи.

Французский куратор выставки Жан Юбер Мартен обещал удивить Москву и показать экзотику – искусство австралийских аборигенов и художников Океании. Он сдержал свое слово. На Третьей биеннале разве что слонов не было.

«Эта работа австралийского художника из племени аборигенов. Она выполнена на коре. Эти линии – традиционные узоры того клана, которому принадлежат художники. Этот узор имеют право использовать только члены этого клана», – поясняет куратор.

По мнению критиков, Третья биеннале удалась во всех отношениях. За одним исключением. Именно сейчас стало очевидно, что зрителям на этой выставке понятно далеко не все.

«Именно в России зритель не подготовлен к интерпретации, восприятию современного искусства, которое очень многообразно в своих смыслах, в своем формальном воплощении. Это уже давно не только холст-масло, не традиционные техники, а это инсталляции, которые предполагают активное участие в самом процессе зрителя как участника самого произведения. Без него оно во многих случаях просто не может состояться», – говорит арт-критик Сергей Хачатуров.

«Когда мы говорим о том, что зритель не дотягивает, мы имеем в виду целую систему – в том числе образование, популяризацию искусства и четкое представление с младых ногтей о том, что такое искусство в ХХ веке в России», – замечает арт-критик Валентин Дьяконов.

По словам Жана Мартена Юбера, основная идея нынешней биеннале – показать природу творчества, то, из чего произрастает искусство. И не важно, кто его создает – австралийский абориген или художник с мировым именем. Впрочем, именно это и оказалось самым слабым звеном. Идея не новая – Запад не оценил.

«Поэтому гостей серьезных – профессиональных музейных, кураторов на этой биеннале не было. Я считаю, это не проблема Мартена, это не проблема Москвы. Это проблема стремления к новизне, которая, как и во всех остальных областях культуры, в арт-мире тоже присутствует», – считает Валентин Дьяконов.

«Когда того же Мартена обвиняют в том, что он реакционер и использует традиционные культуры как неоколониалист, вытаскивая из контекста и здесь выставляя как сувенирную продукцию, это говорит о том, что даже профессионалы не дают себе труда тонко, вдумчиво осмыслить эту выставку», – полагает Сергей Хачатуров.

Мартен уехал, а биеннале осталась. Критики уже решают, кого звать в следующем году, кто возглавит Четвертую Московскую биеннале?

«Главный вопрос, который сейчас стоит и он не решен, и никто даже не говорит, что он должен быть решен, – как будет выбираться следующий куратор? Узнаем ли мы, наконец, какой процедурой решается этот вопрос? Кто это решает?» – говорит искусствовед Екатерина Деготь.

Подводя неофициальные итоги биеннале, нельзя не упомянуть о необычном художественном эксперименте. Бельгийский художник Кун Ванмехелен занялся выведением новой породы кур в рамках своего «Международного куриного проекта». Скрещивая кур разных континентов, художник пытается доказать: так и люди разных национальностей могут и должны жить в мире. Во время биеннале шведский петух и русская курица, как и полагается, снесли яйца. Цыплят по окончании биеннале посчитают.