История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Михаил Левитин – писатель и режиссер

Этот человек охотно признается в собственной двуликости. Художественный руководитель театра «Эрмитаж» Михаил Левитин – человек открытый и публичный. А прозаику Михаилу Левитину для работы нужны одиночество и тишина. Впрочем, театрального режиссера и писателя Левитина объединяет интерес к личностям, которых называют «гениями не от мира сего». Именно таковы герои его новой книги. О «Богемной трилогии» рассказывают «Новости культуры».

Всего Левитин написал уже четырнадцать книг. Все обложки можно увидеть на стене в фойе театра «Эрмитаж». Не личного тщеславия ради и не только чтоб зрители знали. «Чтобы не забывали актеры, что я пишу», – говорит мастер.

«Убийцы вы дураки» Левитин написал в форме потерянного романа поэта Александра Введенского. По легенде, в начале тридцатых его задержали за тост в честь Николая Второго, а в 1941 году расстреляли как политически неблагонадежного.

«"Среди нас единственный гений – Шурка". Так Хармс говорил, Заболоцкий, Олейников», – рассказывает Левитин.

Гениального Введенского Левитин заново открыл для театра. В 1990 году режиссер поставил в «Эрмитаже» не один спектакль на основе его текстов. «Вечер в сумасшедшем доме» критики назвали лучшей постановкой года.

«Мы объездили всю Европу с этим спектаклем, спектаклем по Введенскому. Вот его эскизы», – показывает худрук «Эрмитажа».

Сюжет второго романа «Безумие моего друга Карло Колоди» родился на выставке коллажей Сергея Параджанова. В главном герое можно разглядеть черты режиссера, которого называли «армянином, родившемся в Грузии и сидевшим в русской тюрьме за украинский национализм». Прочитав роман, Левитину позвонил Василий Катанян, близко знавший Параджанова.

«Он говорит мне: "Миша, откуда Вы так знаете Сережу?". Они люди близкие, Катанян ведь был автором книг о Параджанове. Я сказал: "Да, я никак не знаю. Я по коллажам прочитал его"», – вспоминает режиссер.

Игорь Терентьев – герой романа «Сплошное неприличие». Сын полковника и прусской баронессы в тридцатых мечтал модернизировать советский театр. Его называли расточителем новаций, упорствующим выдумщиком.

Чтобы доказать, что его персонаж не миф и не выдумка, Михаил Левитин отправляется на улицу Чаплыгина, где живет дочь Терентьева – Татьяна Игоревна.

Татьяна Игоревна, хоть и математик, в свои девяносто два года приобщилась к писательству. Издала книгу об отце. Левитин презентует ей «Богемную трилогию». «Печать хорошая, только почему-то очки мешают», – замечает она.

Про режиссера Игоря Терентьева, левейшего из левых, Левитин впервые прочитал в тринадцать лет. В начале тридцатых Терентьев был арестован. Умение рисовать помогло выжить ему в тюрьме. За портреты заключенные платили ему пирогами и галушками.

«В 1934 году его арестовали. Потом он вернулся с орденом Трудового Красного знамени, а в 1937 уже окончательно забрали», – рассказывает Левитин.

В свои девяносто два Татьяна Игоревна легка на подъем, ценит юмор, ей интересны люди, она искренне огорчается, когда не может что-то вспомнить.

Левитин целует ей руку и говорит: «Книгу пусть Вам еще раз прочтут – и вы вспомните свою жизнь». «Я сама», – отвечает Татьяна Игоревна.