История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Назаров Эдуард. Доброта в карандаше. 65 лет Эдуарду Назарову

23 ноября исполняется 65 лет Эдуарду Назарову, замечательному режиссеру, сценаристу, художнику-постановщику мультипликационных фильмов «Винни-Пух», «Винни-Пух идет в гости», «Винни-Пух и день забот», «Принцесса и людоед», «Жил-был пес», «Путешествие муравья», «Про Сидорова Вову», «Мартынко», «Остров», «Дарю тебе звезду», «Икар и мудрецы». Сейчас он занят мультипликационным сказочным циклом «Гора самоцветов». С 1993 года Эдуард Назаров является бессменным президентом Фестиваля анимационных фильмов «КРОК». Т

Режиссер-документалист Любовь Хоботова, автор сериала «Невесомая жизнь», посвященного развитию отечественной мультипликации, любезно согласилась рассказать нам об Эдуарде Назарове:

- Расскажите, пожалуйста, о своем знакомстве с Эдуардом Назаровым, о его человеческих качествах, творчестве.

- Я со съемочной группой приезжала к нему делать интервью. Знаете, он ведь очень закрытый человек. Даже если он дома, то не подойдет к телефону и не возьмет сам трубку. У него есть автоответчик, только прослушав сообщение, он решит, разговаривать ли ему, встречаться ли ему. Но нам повезло – тогда он согласился. Самое первое интервью проходило напряженно, он был очень занят. Но второе было очень удачным, видимо, он как-то мне стал симпатизировать, чем-то я ему, может, приглянулась. Надо сказать, что Эдуард Васильевич с удовольствием позировал перед камерой, терпеливо ждал, когда установят свет. Хотя он признается, что не любит сниматься, играть, - просто он скромничает.
Он очень аккуратный. Знаете, он даже был одет тогда на съемках как-то особенно: джемпер, а из под джемпера ровно настолько, насколько нужно, выглядывает манжета рукава. Ему присуще удивительное чувство меры, которое отражается и в его фильмах.

Вообще, он замечательный человек! Уже пожилой и очень мудрый, философ. Знаете, я ни разу ни от кого не слышала ни одного отрицательного мнения об Эдуарде Назарове. Все о нем отзываются только положительно. Эдуард Васильевич - очень добрый человек.
Как-то мне для работы были нужны первые эскизы к мультфильму про Винни-Пуха, на которых мишка выглядел лохматым «взбесившимся одуванчиком». Назаров сказал: «Что Вы! Столько лет прошло! Этих эскизов уже давно нет в природе». Но через какое-то время позвонил: «Люба, приходите! У меня тут нашлось несколько рисунков, какие Вы просили». Так что он очень добрый и внимательный.

Он очень задет, обижен на судьбу, что ему не дали снять то, что он хотел. То есть он не реализовался так, как ему того хотелось бы. Например, он хотел снять первую серию фильма «Жил-был пес». Помните, в фильме пес и волк сидят в лесу и вспоминают: «А помнишь, как ты меня гонял?». Эдуард Васильевич мечтал снять предысторию о том, что было до того, как пес состарился и пришел в лес, как пес и волк были молодыми. Но ему не дали этого сделать, и он до сих пор очень жалеет об этом. Видимо, настоящий художник всегда не доволен тем, что сделал. А Назаров, бесспорно, Мастер.
Я желаю ему более оптимистично смотреть на прошлое, потому что он сделал в мультипликации России столько качественно недосягаемых вещей, что уже можно не так сильно переживать из-за несделанного. Ведь его работы узнаешь сразу – по почерку. Сейчас он заканчивает совместно со студией «Пилот» сказочный цикл «Гора самоцветов», но и там сразу можно отличить, к какому фильму он руку приложил. Я знаю, что его присутствие сильно улучшило проект. Александр Татарский может возбужденно махать руками и кричать: «Давайте делать это! Это очень удачный проект с финансовой стороны!». Но Назаров твердо стоит на своем – если ему не нравится, то делать не будет, даже ради выгоды. Сейчас он в том возрасте, когда он может позволить себе выбирать, чем ему заниматься, но он таким принципиальным был всегда.

Он никогда не делал того, чего не хотел делать, даже если это были коммерчески успешные проекты. Он считает, что режиссер, художник-мультипликатор должен отдавать себя всего работе, годами не выходить из студии, подгоняя, обдумывая, доводя до ума рисунки, сюжет, душу вкладывать. Только тогда может получиться что-то стоящее. Поэтому он не любит сегодняшний день в мультипликации – ею приходят заниматься люди, которые не хотят корпеть над фильмом, а хотят делать быстро, чтобы зарабатывать на этом. У него нет учеников, он не преподает. Мне думается, Эдуард Васильевич считает, что научить мастерству мультипликации нельзя. Создающий мультфильм должен пройти все азы с самого начала.

Назаров не стал снимать продолжение «Винни-Пуха», хотя ему говорили, что это, безусловно, выгодный проект. Не стал, потому что идея этого героя и сюжета для него исчерпана, образ закончен и добавить в него нечего. К тому же изначально он был не согласен с Федором Савельевичем Хитруком, с его трактовкой образа и характера Винни-Пуха. Я думаю, что Назаров видел, как из Винни-Пуха к третьей серии сделали игрушку в стиле Уолта Диснея. Сначала он был живым персонажем, как видел его Назаров, таким увальнем, потом стал полуигрушкой, а в третьей серии Пух на дне рождении ослика Иа стал прыгать как мячик.

Дело не в том, что Назаров не любит диснеевское направление. Он считает, что идеи Диснея не уникальны – в свое время они «висели в воздухе», если бы не Дисней, то за него их воплотил бы кто-то другой. Продолжение фильма про Винни-Пуха от Назарова вряд ли когда-нибудь появится, потому что диснеевское направление и наше в мультипликационном кино – это разные пути. У нас мультфильмы должны быть штучным законченным произведением. Мы не можем снимать как Дисней - а подделываться под него тем более не стоит. Надо снимать так, как именно мы умеем это делать. Думаю, именно так считает Эдуард Назаров.

Единственное, в чем я не согласна с Эдуардом Васильевичем, так это в том, что он очень любит своих персонажей. Он абсолютно, целиком оправдывает своих героев. А так ведь не бывает. Это все знают. Зритель должен оправдывать и решать, а не режиссер. Он же героев идеализирует. У него нет плохих, отрицательных персонажей, они все хорошие. Помните мультфильм «Путешествие муравья», там ведь тоже есть грубые, отрицательные персонажи, но он и их оправдал.

В чем-то работы Эдуарда Васильевича в мультипликации можно сравнить с работами Георгия Данелия в кинематографии – у них все в меру, точный добрый юмор, ясная мудрость.

Эдуарду Васильевичу я бы пожелала поменьше оглядываться назад, и если делать это, то только с оптимизмом. Гора заявок на его мультфильмы всегда была большой, он это знал и знает, и восторги ему мешками присылали и шлют. Желаю ему, чтобы появились молодые мультипликаторы, ставшие достойными наследниками его дела, чтобы они оправдали его надежды в этом искусстве. Я знаю, что он мечтает снять фильм, но какой? Эдуард Назаров не раскрыл секрета. Пусть его мечта осуществится!