История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

78 художников со всех концов света на Третьей Московской биеннале

В эти дни в столице одна за другой открываются выставки в рамках Третьей Московской биеннале современного искусства. Поддержанная обширной параллельной программой – а это около полусотни специальных проектов, биеннале для главного художественного манифеста выбрала Центр современной культуры «Гараж». Сегодня там открылся «Основной проект» - всемирно известный куратор Жан-Юбер Мартен пригласил участвовать в нём 78 художников со всех концов света. Одной из первых выставку «Против исключения» посетила корреспондент «Новостей культуры».

«Все без исключения способны производить современное искусство», - считает куратор Жан-Юбер Мартен. Не только лауреат премии Тёрнера Аниш Капур, но и наивный художник с Берега слоновой кости, который решил в карандаше запечатлеть мифы своего племени.

Жан - Юбер Мартен, куратор Основного проекта Московской биеннале современного искусства: «Глобализация в искусстве это что-то прямо противоположное глобализации политической и экономической. Одна навязывает западные правила, другая показывает их относительность. Возникшие в ходе глобализации средства связи дают возможность любому показать свою уникальную идентичность, историю и традиции».

И Жан-Юбер умеет этим пользоваться. Он руководил не только Центром Помпиду, но и Музеем Африки и Океании. Первым устраивал выставки, где искусство австралийских аборигенов встречается с европейским и азиатским.

Жан - Юбер Мартен, куратор Основного проекта Московской биеннале современного искусства: «Я обычно не жду, пока галерейщики принесут искусство мне прямо в руки. Я много общаюсь с антропологами и путешественниками, чтобы найти художников, не вписанных в привычные для нас системы и институты».

Такой типичный аутсайдер – Александр Лобанов, всю жизнь рисовавший оружие в клинике для душевнобольных, автор политических лубков Волязловский из Украины и уральский художник старик Букашкин, которого группа «Синие носы» удостоила музеем. В манифесте, предваряющем основную экспозицию, Жан-Юбер Мартен выступает не только против исключения, но и против победившего концептуализма. Пора возвращаться к мастерству. «Художники способны волновать образами, не только идеями», - считает он. Но концептуалиста Юрия Альберта из основного проекта не исключил. Тот придумал Премию Московской биеннале. Лауреата выбрали сами художники. Им стал Ромуальд Азуме из Бенина. Автор мотоцикла с крыльями из канистр, в которых перевозили контрабандную нефть из Нигерии в Бенин. Приз Альберта обеспечит оплату похорон лауреата, если он не доживет до следующей Московской биеннале.

«Умирают все без исключения. А быть художником – дело серьезное», - считает Альберт. Вик Мюнис, например, создает картины из мусора на классические сюжеты - вроде «Смерти Марата» художника Давида, чтобы поддержать мусорщиков Рио-да-Жанейро. Проблемы экологии волнуют и художника, создавшего мозаику из жестяных бутылочных крышек. Из таких же эфемерных средств воссоздал образ классической красоты и Валерий Кошляков. На площадке основного проекта Московской биеннале искусства так много, что необходимы места для паузы. Такое создал Йорг Лентцлингер. «Кушетка, как в процедурном кабинете. Когда вы ложитесь, то температура вашего тела и ваше дыхание заставляют этот мобиль из костей животных и растений двигаться»,- рассказывает он.

Всего в основном проекте биеннале занято 78 художников. 4 лауреата премии Тернера, из Китая, Японии, Индии, Китая, Бразилии, Кубы, США и Западной Европы. Россию представляют 13 авторов.

Иосиф Бакштейн, комиссар Московской биеннале современного искусства: «Мы уже стали органичной составной частью художественной сцены».