История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Бидермайер – искусство, обращенное к человеку

Вряд ли немецкий поэт XIX века Людвиг Эйхродт мог предположить, что имя его литературного персонажа – простодушного и незадачливого Готтлиба Бидермайера – даст название целому направлению в искусстве. Сегодня в Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка «Бидермайер. Австрийское искусство XIX века из коллекции князя Лихтенштейнского». Живопись, графика и фарфор, созданные по заказу княжеской династии, позволяют изучить «биографию» стиля и по-новому оценить его достоинства. Рассказывают «Новости культуры».

Бидермайер называют буржуазным искусством, так как этот стиль возник в среде бюргерства. Тем не менее, кроме парадных портретов княжеской семьи и роскошных дворцовых интерьеров, многие картины изображают сценки сельской жизни, идиллические пейзажи. После наполеоновских войн, все наслаждались мирной жизнью. Люди научились ценить тепло собственного дома и общение с близкими. К тому же, технические достижения еще не вошли в повседневный быт, и люди жили в единении с природой.

«Есть определенная наивность, намек игры, несерьезность и не социальность направленности – то что потом появится в зрелом реализме, а не в раннем бидермайере», – говорит куратор выставки Любовь Савинская.

Несмотря на кажущуюся традиционность, в эпоху бидермайера было сделано много открытий в живописи. Изменилась техника письма, появились новые химические краски. В те времена тон задавал Фердинанд Вальдмюллер. В России картин этого художника совсем не много, и его имя станет открытием. Вальдмюллер придавал большое значение свету и считал, что картины нужно писать на пленере, а не в студиях.

«Академия художеств в Вене выступала против такой техники создания полотен, а он научился пленерной живописи на Сицилии и был очень ярым ее сторонником. В конце-концов, это привело к тому, что он вынужден был ее покинуть», – рассказывает директор Музея Лихтенштейн в Вене Иоганн Крефтнер.

Музей Лихтенштейн стал одним из первых публичных музеев. Его то закрывали, то открывали вновь. Этому способствовали князья Лихтенштейнские – в их роду и сегодня не перевелись коллекционеры.

«Мой отец завещал мне продолжать это дело, и я смог начать еще при его жизни. К сожалению, ему не довелось собирать искусство в больших масштабах. Была Вторая мировая война, потом семья была вынуждена продать ряд предметов. Но мне удалось восполнить многое из этих пробелов», – замечает князь Лихтенштейнский Ханс-Адам Второй.

Правда, одна традиция осталась забытой. В наше время князья Лихтенштейнские уже не заказывают свои портреты знаменитым художникам. «Уже нет. Фотография пришла на смену живописи», – добавляет князь. Да и эпоха бидермайера ушла в прошлое. Но осталось искусство, обращенное к человеку.