История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Жалакявичюс Витаутас. Киновед Ирина Павлова о режиссере

Киновед Ирина Павлова:

Я знаю, что сегодня очень многие относятся с раздражением к тому, что зачастую вспоминают и журналисты, и культурологи людей, некогда бывшие советскими гражданами, а теперь ставших иностранцами. Я имею в виду художников, творивших в республиках Советского Союза, а сейчас живущих в самостоятельных государствах. Но, скажем, без имени Витаутаса Жалакявичюса, режиссера кино не только литовского, и даже не только советского, а даже планетарного, без этого имени… Как говаривал поэт, «без меня народ неполный». Вот без имени Жалакявичюса кино неполное, и то, что мы празднуем его юбилей, это правильно, на мой взгляд, и очень важно.

Даже если человек ничего из творчества Жалакявичюса не видел, кроме фильма «Никто не хотел умирать», уже этого достаточно для того, чтобы человек полюбил навсегда этого художника. Есть очень простой тест относительно кинематографа: можно кино пересказать словами или нет. Если можно, значит это – не кино. Если можно без воздуха, без актерской мысли, без режиссерских находок рассказать содержание этого фильма, значит, это кино можно слушать по радио или можно прочитать книжку.

Жалакявичюс был кинематографист до мозга костей. В нем было нечто, что непересказуемо. В его фильмах режиссерская мысль, художественный кинематографизм намного важнее того, что люди говорят. Их поступки, которые словами не обозначены, важнее. И вот эта кинематографическая культура, эти неперсказуемые вещи очень долго составляли суть кинемтографа. К сожалению, эта культура все более и более утрачивается. Кино действительно стало можно слушать по радио. Ну да, спецэффекты, ну да – компьютерная графика… А вот собственно неперсказуемая атмосфера, собственно чувства и эмоции, которые не поддаются описанию, сегодня все более и более из современного кино уходят. Очень жаль. И очень хорошо, что были и есть такие художники, как Жалакявичюс, те, кто оставил нам свой кинематограф, на который можно равняться.