История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Сара Бернар. «Жизнь постоянно ставит точку, а я ее меняю на запятую»

Величайшая актриса, одна из самых экстравагантных женщин своего времени, муза художников, композиторов, писателей и непревзойденный мастер эпатажа. Сара Бернар стала легендой еще при жизни и по сей день остается одной из самых интригующих личностей в истории мирового театра. Сегодня исполняется 165 лет со дня ее рождения. Рассказывают «Новости культуры».

1922 год – последняя съемка Сары Бернар. Актриса даже после тяжелой операции по ампутации ноги вскоре вновь выйшла на сцену. Ее любили повсюду. Император Александр Третий в ответ на приветственный поклон актрисы сказал, что готов сам стать перед ней на колени. Бернар была в России трижды и всякий раз производила фурор. Ее обожал Станиславский, Чехов говорил, что русским актерам нужно многому у нее поучиться. Пьесу Джона Маррелла «Смех лангусты» о Саре Бернар в 2006 поставили в Театре Российской Армии. Режиссер Александр Бурдонский, большой поклонник актрисы, добавил в комедийную пьесу философский подтекст.

«Ставили ее как анекдот. Мне это не было интересно. Мне было интересно ставить про женщину не со львами, скульптурами и любовниками, а мне про женщину, которая сказала себе: "Жизнь постоянно ставит точку, а я ее меняю на запятую"», – говорит режиссер.

Когда она стала полнеть, вместо изнуряющих диет просто сменила амплуа. Стала играть мужские роли. Например, Гамлета. Кокто и Фрейд говорили о ней: Саре Бернар не нужно сцены, театр она может создать из чего угодно. Именно такой актрису знали те, кто за экстравагантными выходками разглядел фанатичного трудоголика.

«Об этой женщине, которая из руин возраста, из руин болезней, из руин каких-то несчастий, отрезанной ноги, неприятностей, наскребает силы, наскребает какие-то возможности в себе для того, чтобы снова жить и снова вернуться на сцену», – продолжает Александр Бурдонский.

Драматург Викторьен Сорду написал пьесу «Тоска» специально для нее, а свою знаменитую оперу Джакомо Пуччини создал после того как увидел Сару Бернар на сцене.

«В зале сидел Пучини, знаменитый Джакомо Пучини. Он так рыдал на этом спектакле... Он вернулся после спектакля, заперся у себя в имении и за три недели написал "Тоску" под впечатлением игры Сары Бернар. Наверное, это актриса», – рассказывает Бурдонский.

В музее Бахрушина, сохранились уникальные документы – письма, фотографии Сары Бернар, ее телеграммы, адресованные Владимиру Теликовскому – директору Императорских театров.

«К сожалению, невозможно играть Адриану Ликоврор без графини Бонелон, и поскольку моя графиня Бонелон не может играть в Михайловском театре, не могли бы вы быть столь любезны и заменить эту пьесу на какую-либо другую», – читает старший научный сотрудник архивно-рукописного отдела музея имени Бахрушина Александра Евдокимова.

Все письма были написаны на фирменном бланке, с эмблемой и девизом актрисы, который в переводе с латинского означал – «Во что бы то ни стало». Ее жизнь была преодолением обстоятельств и собственных неудач. Редкий случай, когда за внешним эпатажем виден истинный талант и огромная работа над собой.