История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Бертолуччи Бернардо. Мечтатель и нонконформист

Жить стало скучнее, мы потеряли возможность мечтать. А я хочу обманываться, хочу видеть прекрасные сны! Мне же вместо них навязывают PR — паблик рилейшнз. С помощью пиара сегодня утрясаются социальные конфликты, благодаря ему становятся президентами и депутатами. Планета тихо сходит с ума. Наверное, я старею. Иначе вы бы не услышали от меня подобных жалоб... Моя задача — найти такое явление, которое, становясь символом, позволяет установить связь творчества с реальностью.
Бернардо Бертолуччи.



Бернардо Бертолуччи – режиссер, соединивший в фильмах провокацию и шокирующую тематику с высочайшим мастерством. Показ последнего по времени фильма Бертолуччи, «Мечтатели» (The Dreamers), во внеконкурсной программе стал одним из главных событий Венецианского фестиваля и фестиваля в Сан-Себастьяне в 2003 году.

О фильме «Мечтатели»:
- В этой картине действуют молодые люди, в нем нет фигуры «умирающего слона», каким был в «Танго» Марлон Брандо. Помните первый кадр того фильма? Брандо смотрит с моста на проходящую электричку и произносит: «Проклятый Бог!» И сразу возникает ощущение, что он приговорен... А «Мечтателей» я хотел сделать более светлым фильмом. Но что объединяет их с «Последним танго...», так это парижская квартира, которую почти не покидают герои.
Мои герои находятся в сердцевине той жизни, которой я сам жил. Я был постарше их: в 1968 году мне уже стукнуло 27. Это было волшебное время, в одном плавильном котле варились политика, кино, джаз, рок-н-ролл, секс, философия, наркотики... Я жадно поглощал все это, состояние передозировки было постоянным и типичным. Помню, в 1971-м ко мне пришла режиссер Аньес Варда, помогавшая переводить на французский сценарий «Последнего танго в Париже». Она была в шоке.
...Я хотел вернуть молодым людям память, которую украли у них родители. Подбирая молодых актеров на главные роли, я столкнулся с тем, что никто из них ничего не знал о революции 1968 года. Родители, которым в те годы было по 20, не рассказывали им о ней. Я думаю, им было стыдно за то, что они проиграли. Но это ошибка! Современная молодежь - такая раскованная и свободная, потому что их родители вышли на баррикады в 1968-м! Этот год изменил все! Политику, секс, кино, музыку! Именно в то время расцвел феминизм. Освобождение женщины стало, быть может, главной революцией ХХ века. Но родители в западных странах ничего не говорят об этом своим детям: возможно, просто из-за боязни, что чада будут обращаться с ними так же, как они сами - со своими предками.
В 1968 году мы засыпали с мыслью, что проснемся не завтра, а в будущем. У нас была надежда, что мир изменится, и мы хотели быть частью этих перемен. Сегодняшним молодым, думаю, это чувство неведомо. Своим фильмом я хочу хоть ненадолго превратить их в мечтателей.

Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1940 года (по некоторым данным 1941 года) в Парме. Его отец, Аттилио, известный поэт, профессор истории искусств, поощрял интерес сына к кино: Бертолуччи-младший снял две короткометражки еще будучи школьником. С раннего детства Бернардо писал стихи, а во времена студенчества в Римском университете (1958— 1961) получил национальную литературную премию за сборник «В поисках тайны».
Бросив учебу, Бертолуччи начал свою карьеру как помощник режиссера, став ассистентом у Пьера Паоло Пазолини («Аккаттоне», 1961). Бернардо никогда не учился режиссуре в школе или в институте. Позже он скажет: «Для того, чтобы делать кино, нужно не только работать на площадке, но и смотреть много фильмов».

Его первые картины — «Костлявая кума» (La Commare secca, 1962), «Перед революцией (Prima della rivoluzione, 1964), «Пионер» (Partner, 1968) носили отчетливо выраженный элитарный характер. Они принесли Бертолуччи известность, но зрительского успеха не было.
После «Стратегии паука» (Amore e rabbia, 1969) в творчестве Бернардо Бертолуччи наступил переломный момент: «К концу 1960-х передо мной встал вопрос о популярности того, что я делаю. Просто надоело обращаться к пустым залам. Появилось ощущение, что в действительности моих фильмов нет. Они не вызывали ни восторга, ни смеха, ни слез у публики, Хотя, надо признать, многие делали фильмы антимассовые. Внезапно я понял, что обращался только к самому себе. Вот тогда мне и пришлось признать существование публики».

Экранизация повести Альберто Моравиа «Конформист» (Il Conformista, 1970) стала для Бертолуччи ступенью к массовому успеху. Режиссер поведал историю жизни интеллектуала Марчело Клеричи из высших кругов. После мучительных сомнений он соглашается служить режиму Муссолини. Бесспорно, по своим философским размышлениям о природе и истоках предательства и соглашательства, о фашизме и антифашизме, об эротизме в различных его проявлениях, «Конформист» — яркий образец элитарного искусства. В то же время фильм привлекал зрителей динамикой, эмоциональностью и психологической глубиной актерской игры Жан-Луи Трентиньяна, Стефании Сандрелли и Доминик Санда.
Трентиньян был идеальным кандидатом на главную мужскую роль и в следующей картине Бертолуччи «Последнее танго в Париже» (Ultimo tango a Parigi, 1972). Однако, смущенный эпатажностью некоторых сцен, актер отклонил предложение.
Картина «Последнее танго в Париже» вызвала бурю негодования итальянской цензуры. Трагическая история любви стареющего мужчины (Марлон Брандо) и юной темпераментной красавицы (Мария Шнайдер) шокировала современников. На первый взгляд, это фильм выпал из любимой Бертолуччи темы «личность и общество»: в нем нет ни социального фона, ни пограничной ситуации. Это фильм о добровольном одиночестве, об одиночестве как форме протеста.

В 1976 году на экран выходит одно из самых значительных произведений Бертолуччи — «XX век» (1900, 1976) — широкая фреска о народной жизни, где подробно показывается параллельное развитие фашизма и коммунизма в тридцатые годы.
Действие фильма происходит в области Эмилия-Романья — на родине режиссера. «XX век» построен по классической схеме семейного романа-caги: в центре сюжета судьба бедняка Альмо (Депардье) и аристократа Альфредо (Де Ниро), родившихся в одном поместье. В фильме были заняты и другие знаменитости: Ланкастер, Сазерленд, Санда, Сандрелли. Бертолуччи разрешил своей многонациональной труппе произносить текст на своем языке, с последующим дубляжем на итальянском.
Он умудрился снять эту гигантскую сагу за два года и всего за 6,5 миллионов долларов. «XX век» дебютировал на Каннском фестивале в 1976 году. В первоначальном монтажном варианте он шел пять часов двадцать минут. Без тени иронии Бернардо впоследствии выразится об этой версии фильма, как «о крайне удачном первом монтаже».

После малоудачных фильмов «Луна» (La Luna, 1979) и «Трагедия смешного человека» (La Tragedia di un uomo ridicolo, 1981) Бертолуччи замолчал на целых шесть лет. Он пытался найти для себя новые темы и уехал в Америку и оттуда на Восток. Так родился грандиозный замысел «Последнего императора» (The Last Emperor, 1987). Удивительная судьба монарха Китая Пу И дала повод для экранного воплощения излюбленных философских тем Бертолуччи, связанных с предначертанностью и переменчивостью человеческих судеб, с цикличностью хода истории, с недостижимостью идеала.

Созданный с постановочным размахом фильм был с особым восторгом принят в Америке. «Последний император» удостоился девяти «Оскаров», получил приз «Сезар» как лучший иностранный фильм года. Вдохновленный успехом, Бертолуччи вновь устремляет взоры на таинственный Восток. Его психологическая драма «Под покровом небес» (The Sheltering Sky, 1990) с Джоном Малковичем и Деброй Уингер в главных ролях, помимо традиционного для Бертолуччи анализа сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, любовью и страстью, судьбой и смертью, насилием и мазохизмом, была посвящена к проблеме столкновения двух цивилизаций - европейской и восточной.

Пораженный прохладным приемом картины в Америке, Бертолуччи в завершающем «восточную трилогию» фильме «Маленький Будда» (Little Buddha, 1993) резко усилил зрелищность изображения при помощи сложных спецэффектов и постарался сделать философию более понятной для массовой аудитории.

«Маленький Будда» стал для меня наиболее трудным, — говорил Бертолуччи. — Трудным еще и потому, что хотелось сделать его доступным детям. Буддисты упрекали меня: «Как можно называть «маленьким» Будду, который так велик? Это оскорбление!» Тогда я пошел к Далай-ламе. Он сказал, что в каждом из нас есть маленький Будда...»

Тема молодых, начатая Бертолуччи в «Маленьком Будде» (где история показана глазами 10-летнего мальчика), продолжается в фильмах «Ускользающая красота» (Io ballo da sola / Stealing Beauty) и «Среда обитания» (Besieged, 1998), премьера которого прошла почти незамеченной. В этих фильмах Бертолуччи заявляет тему, ставшую ключевой для «Мечтателей»: конфликт молодых с прошлым, в разгадке которого кроется ключ к будущему.

По материалам книг:
100 великих режиссеров. М., «Вече», 2004.
Режиссерская энциклопедия «Кино Европы». М.. «Материк», 2002.