История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

К 90-летию Росгосцирка

Цирк – искусство с солидным стажем, однако время его возникновения точно назвать сложно. На Руси первыми цирковыми артистами были скоромохи, веселившие публику на ярмарках. Со временем появились балаганчики, бродячие труппы, цирки-шапито. Впрочем, в истории отечественного циркового искусства есть и точная дата. 26 августа 1919 года был подписан указ о создании в России государственных цирков. Рассказывают «Новости культуры».

Невероятная популярность цирка в советское время объяснялась тем, что он умудрялся творить, что называется, вне политики. Представления не нужно было переводить, а мастерство артистов покоряло зрителей любого возраста.

Дрессировщики Дуровы, фокусники Кио, клоуны Карандаш, Олег Попов, и многие другие артисты неоднократно становились призерами международных конкурсов. По всему Союзу строили новые цирковые здания, а в цирковых училищах на одно место претендовали десятки абитуриентов. С распадом Советского Союза госцирк погрузился в затяжной кризис.

«Один парламентарий задал вопрос: "Скажи, а зачем современному обществу вообще нужно цирковое искусство? Вы же анахронизм. Вы должны вместе со всем этим уйти". А вот мы категорически не согласны!» – утверждает художественный руководитель Росгосцирка Александр Калмыков.

Два московских цирка – на Цветном бульваре и на проспекте Вернадского, а также Санкт-Петербургский на Фонтанке и Казанский, вышли из структуры государственного объединения. Оставшиеся 78 цирков посещает около восьми миллионов человек в год. Сократилось количество артистов, оборудование устарело. В России превратить это искусство в шоубизнес вне удается. И это в то время, когда европейские цирки или, например, канадский дю Солей собирают аншлаги по всему миру и зарабатывают миллионы долларов. Цирк дю Солей, к слову, собирается открыть в Москве свою школу. Такую конкуренцию российскому цирку будет сложно выдержать.

«В цирке у нас зарплаты небольшие, но зато у нас есть зритель, увлеченность, преданность», – заверяет художественный руководитель Большого Московского цирка на проспекте Вернадского Леонид Костюк.

Больше всего проблем у региональных цирков. К примеру, стоимость слона – 70 тысяч евро, и дрессировщикам проще отказаться от работы с крупными животными. От этого страдает вся программа. Однако сейчас цирк в России возрождается, считает глава Росгосцирка Мстислав Запашный. Государственное субсидирование несколько увеличилось, а об интересе аудитории говорит хотя бы то, что даже на прошедший недавно Фестиваль имени Чехова многие известные театры привезли цирковые представления.

«Вы посмотрите, сколько фестивалей – в Новокузнецке, в Перми, в Санкт-Петербурге, в Сочи. Это все молодежь, это дети, которые сотнями приходят и репетируют в разных маленьких домах культуры. Они тянутся», – убежден народный артист СССР Вилен Головко.

90-летие российский цирк отметит грандиозным международным фестивалем на Поклонной горе. Такого шоу Москва еще не видела, утверждают организаторы. Они представят лучшие номера со всего мира, а лучшими из лучших должны стать выступления российских циркачей.