История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Подготовленные среды современной музыки

Если такая элитарная сфера, как современная академическая музыка становится предметом публичных дискуссий, значит, это кому-нибудь нужно. Появление «открытого письма композиторов» не только подняло проблему востребованности «новой музыки» в России, но и вызвало очередную волну споров о будущем целого вида искусства. Владимир Мартынов, один из лидеров отечественного музыкального неоавангарда, на излете XX века констатировал «конец времени композиторов». Наступила эра технологий, что и доказали участники только что завершившегося в Москве фестиваля экспериментальной электронной музыки «Подготовленные среды». Форум посвятили родоначальнику минимализма Джону Кейджу. Репортаж «Новостей культуры» из Государственного центра современного искусства.

Три среды подряд на третьем этаже Государственного центра современного искусства звучали «подготовленные среды». Для подготовленного уха. Странные звуки – это то, что осталось от голоса Кейджа, родоначальника электронной музыки и автора идеи «готовить инструменты». Под струны фортепиано он подкладывал разные предметы – это называлось «подготовленное фортепиано». Но была у него и более радикальная идея: звучать должны не инструменты, а сама жизнь: «случайные» элементы и «сырые» жизненные феномены. Вода, огонь и воздух, например. Вот поэтому алхимические знаки трех стихий украшают афишу фестиваля «Подготовленные среды»

«Я попробую показать небольшой этюд на тему объединения трех сред», - говорит музыкант. И показывает. Музыкальная среда Сергея Касича выглядит так: компрессор нагнетает воздух, вода переливается в бутылке, свеча горит. Плюс фотоэлементы и пьезо-датчики, плюс семплер, - получается музыку.

Свой путь между импровизацией и композицией прокладывают Патрик КаХа и Олег Макаров. За основу их изысканий взята идея Кейджа записывать музыку не нотами, а точечками, кружочками.

Кто-то играет на синтезаторе, кто-то создает музыку кликом мышки, в руках у Патрика – архаичная кисть. Любое ее движение, любой простейший рисунок мгновенно превращаются в звук.

В дуэте с Патриком Олег Макаров смотрит на экран компьютера, в дуэте с Куртом Лидвартом берется за кларнет. Курт Лидварт – мастер направления «микросаунд».

Сегодня в электронной музыке направлений и течений несчетное количество. Хольгер Хиллер – свидетель их появления на свет.
«В 70-х, когда я начал заниматься дабом и экспериментировать с семплером, речь шла о том, чтобы раздвинуть границы музыки, дать ей дополнительные возможности, - говорит немецкий музыкант. – Сегодня возможностей очень много. Может быть, даже слишком много. Чтобы музыка оставалась творчеством, музыканту нужно учиться фильтровать, оставлять только то, что работает на идею».

Когда звуковая среда перенасыщена, минимализм снова актуален, считает Хольгер Хиллер – пионер семплирования, метода нарезок и шумовой музыки. Записывал шумы Токио, группу «Депеш Мод» и музыканта Моби. Продолжает работать в Берлине. Экспериментирует в том числе и с ретро-электроникой. На фестивале «Подготовленные среды» специально приглашенная немецкая звезда конкурирует со старинным аналоговым модулятором.
Евгений Кузин, куратор фестиваля «Подготовленные среды», признает, что старая аналоговая техника сейчас вновь стала популярна и предоставляет большое поле для эксперимента.
Эксперимент в электронной музыке сопровождается экспериментами ви-джеев. И те и другие, исследуют не столько цифровые технологии, сколько исходные элементы своих видов искусств.