История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Виктор Пикайзен о Конкурсе Чайковского

На Конкурсе имени Чайковского сегодня продолжается второй тур состязания скрипачей, за которым следит жюри во главе с Владимиром Спиваковым. Именно его яркое выступление на Четвертом Конкурсе не может забыть Виктор Пикайзен. Знаменитый скрипач стал лауреатом Первого Конкурса. Кроме того, дважды он был членом жюри главного российского музыкального соревнования. Большой конкурсный опыт привел Виктора Александровича Пикайзена к весьма парадоксальным выводам. Рассказывают «Новости культуры».

Мало ярких звезд – это плохо. Много – тоже нехорошо. К такому парадоксальному выводу пришел скрипач Виктор Пикайзен после Конкурса Чайковского в 1970 году, где он был просто зрителем. Особенно удручил своим великолепием Пикайзена конкурс скрипачей. «Зачем нужно было выставлять одновременно Спивакова, Кремера, Гринденко, Исакадзе и Корсакова?» – удивляется Виктор Пикайзен. На любом конкурсе они получили бы все первые места. Наверное, это политика такая, чтобы все первые места были наши. Однако это не цель конкурса. Два – три замечательных музыканта, и достаточно.

В этом смысле самый первый Конкурс Чайковского был более музыкально и политически грамотным. Ученики Давида Ойстраха – Валерий Климов и сам Виктор Пикайзен – были вне конкуренции. Дело не в том, что их учитель возглавлял конкурсное жюри. «Давид Федорович Ойстрах имел огромную концертную практику. Но он приезжал и занимался. С 9 утра до 8 вечера», – вспоминает Виктор Пикайзен.

Сейчас действует система мастер-классов. Это с одной стороны хорошо: ведь профессора – представители разных национальных школ – учат играть музыку композиторов разных стран мира. Однако с другой, ничто не заменит хорошего учителя. Впрочем, сам Пикайзен старается со своими учениками заниматься, как в свое время занимались с ним. Это для него намного важнее, чем даже Конкурс Чайковского. «Я могу назвать вам первоклассных артистов, которые не получали премий», – замечает Пикайзен.

Артур Рубинштейн не получил, и он потом говорил: «Я был семнадцатом, а где те шестнадцать, что были передо мной?» Поэтому Конкурс решает далеко не все, хотя ко многому обязывает. Каждый конкурс – это аванс, который мы оплачиваем всю жизнь. Пятьдесят лет прошло с Первого конкурса, а я все равно занимаюсь, как будто я ученик.