История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

«Гамлет» в переводе на иврит

Захватывающий, как триллер, трогательный, как мелодрама, познавательный как урок философии. Так пишут критики о «Гамлете» в постановке Камерного театра Тель-Авива. Этот спектакль открывает новый проект столичного Театра Наций, посвященный самым оригинальным и неожиданным трактовкам пьес Шекспира. Зрители, которые придут сегодня в Центр имени Мейерхольда, смогут наблюдать за перипетиями классической трагедии под самыми разными углами зрения. Причем, в буквальном смысле слова. Рассказывают «Новости культуры».

Новомодный «Гамлет» Камерного театра Тель-Авива объехал все международные фестивали. Чтобы увидеть его, зрители записываются за два месяца вперед. Теперь спектакль покажут в Москве. Этим проектом Театр Наций не только открывает сезон, но и начинает Международный театральный шекспировский фестиваль.

Итай Тиран не похож на мировую звезду. Никакой дистанции и капризов. Он легкостью обживает новую площадку. Теплая московская осень – приятный сюрприз для него. «Теперь главное настроиться. Спектакль требует много сил. Но зал помогает, особенно когда зритель так осязаемо рядом», – замечает актер.

Израильская труппа привезла с собой не только свет, костюмы и декорации, но и стулья для зрителей. Всего их 104. Присев на такой стул, зритель точно ничего не упустит, даже если действие будет происходить на четырех площадках одновременно.

Режиссер спектакля Омри Ницан считает, что в эпоху глобализма театр должен быть камерным и интимным. Никакой сцены. Площадки расположены в разных концах зала. Театральное пространство как единый гигантский трансформер.

«Актеры и зрители настолько близки друг к другу что можно увидеть слезы, услышать, как бьется сердце, не упустить ни одной эмоции. Зритель не может убежать, а актеры – спрятаться на сцене. Каждый – часть этого действия», – говорит Омри Ницан.

Спектакль давно назвали «Гамлетом» XXI века. Никакого намека на глубокую старину. Офелия – молодая девушка в мини-юбке, она танцует под дискотечную музыку. Стремительный, дерзкий Гамлет напоминает интеллектуала из студенческой тусовки. В Клавдии угадывается респектабельный политик, в Гертруде – женщина-вамп из высшего общества. Словом, типажи современные и узнаваемые.

«Когда мы думали над этой пьесой то задали вопрос – а где это происходит? Это происходит везде – отсюда образы. Можно было бы изобразить древние камни Эльсинора, но это сегодня было бы не интересно», – заверяет режиссер.

«Гамлета» израильская труппа сыграла рекордное количество раз – около восьмисот. Все театральные фестивали мечтают заполучить этот спектакль. Пришлось сделать гастрольный набор декораций. Самое сложное – приспособить площадку и смонтировать свет. Световых приборов не меньше двухсот пятидесяти.

«За два с половиной часа спектакля свет меняется около двухсот раз. Очень сложная световая партитура. Все завязано на музыке, на игре актеров. Свет здесь так же важен, как главный персонаж», – поясняет режиссер по свету Таль Биттон.

Гамлета в исполнении Итая Тирана знает весь мир. Первая роль актера перечеркнула все следующие. Даже его Моцарт не так известен. Черты своего героя Итай находит в современных молодых людях.

«Тот Гамлет, которого я создаю на сцене, есть в каждом молодом мужчине. Он ищет цель жизни, как реализовать себя. Мне пришлось много думать о дружбе, любви, ценности человеческих отношений», – рассказывает он.

Нэтта Герти тоже вытянула счастливый билет. Ее первой ролью стала Офелия. Мучительную любовь к Гамлету и трагическую потерю отца она пережила уже рекордные восемьсот раз.

«Все, что переживает Офелия, понятно каждой женщине, которая теряла любимого мужчину. Одиночество приводит ее к отчаянию. Омри говорил мне что не нужно делать Офелию сумасшедшей, скорее отчаявшейся», – замечает актриса.

Костюмер Лиора Инбар на ходу примеряет маску для фехтования, в которой Гамлет сражается на дуэли. Маска настоящая и шпага тоже. Потом показывает костюмом актрисы площадного театра. Лиора рискнула раскрыть все потайные секреты.

«Этот корсет не только держит форму платья, но и скрывает метровые ходули на которых двигается актриса. Самый сложный момент спектакля – когда за несколько минут надо снять ходули и поменять туфли», – говорит она.

Майя Купчик, которая играет роль актрисы площадного театра, к такому привыкла. На ходулях надо не только ходить, но и танцевать. Спасает хореографическое образование.

«Гамлета» перевели на иврит, сократили текст минимум на час. Омри до сих пор мучают угрызения совести, но искусство требует жертв. Особенно современное.

«Я себя чувствую мясником, который надел пластиковый фартук, взял большой нож и начал кромсать. На самом деле это больно, но сделать это было необходимо», – заверяет Омри Ницан.

Режиссер почти не сомневается: его спектакль не для тех, кто предпочитает традиционного Шекспира. Впрочем, он уверен, что именно такой «Гамлет» необходим современному миру.