История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Меньшов Владимир: Белый маг киноискусства

«Я из тех, кто считает, что искусство оказывает влияние на жизнь. Я сам вырос под громадным воздействием искусства, в частности кино и книг. Мне кажется, что, так как мы, режиссеры, черпаем идеи, сюжеты для наших фильмов из действительности, точно так же мы оказываем на эту действительность свое влияние».

Владимир Валентинович Меньшов совсем недавно приобрел черты Белого мага Гесера, снявшись у Тимура Бекмамбетова в «Ночном дозоре». Интеллигентный такой маг, хозяин судеб, светлая личность. Кто знает работы актера Меньшова и творчество режиссера Меньшова, тот поймет, сколько себя вложил он в эту роль. Книги и кино определили всю биографию Меньшова. Его не надо было заставлять учиться, расширять кругозор. Родителям попросту некогда было этим заниматься. Владимир Меньшов родился 17 сентября 1939 года в городе Баку. Пошел в школу в Архангельске, закончил в Астрахани, причем с серебряной медалью. Страсть к книге сохранилась у Меньшова на всю жизнь, он собрал в доме солидную библиотеку. Все больше стало увлекать кино. Интерес к нему не остановился на уровне сбора фотографий, а дошел до изучения книг по искусству.

После окончания школы Меньшов решился на серьезный шаг: перейти от школьных постановок к актерской профессии. Институт кинематографии долго не принимал настойчивого абитуриента, а в 1961 году Меньшов поступил на актерский факультет Школы-студии МХАТа. Это было событие. Студия МХАТ в те времена была выдающимся учебным заведением. Педагоги были блестящие, репетиции шли с утра до вечера. На провинциального парня обрушилось сразу все: МХАТ, легендарные актеры, вместе с которыми Меньшов выходил на сцену, пусть в массовках, молодой «Современник», молодая «Таганка», зарубежные гастроли, художественные выставки, концерты в Консерватории, личные знакомства с людьми, о которых только читал в книгах и журналах, весьма своеобразный быт театрального студенческого общежития.

Однако волшебный мир осуществившейся мечты вместе с тем оказался и миром жестоких разочарований. В итоге после окончания студии в 1965 году ни один московский театр не заинтересовался молодым актером Владимиром Меньшовым, и он уехал работать в Ставрополь, где проработал около года актером драмтеатра. Но актерская карьера уже мало занимала Меньшова, к тому времени он обнаружил в себе нарастающий интерес к режиссуре в кино.

Меньшов встретился с режиссером Михаилом Ильичом Роммом, показал ему свои литературные опыты, и Ромм взял молодого актера сразу на 2-й курс режиссерского факультета ВГИКа, специально создав для Владимира Меньшова аспирантуру по «режиссуре художественного фильма». Он был, вероятно, единственным в мире аспирантом, который на протяжении всех трех лет (1967-1970) обучения боролся за то, чтобы перейти в студенты, ибо аспирантура не давала диплома и не позволяла снимать учебные работы, но борьба эта оказалась безуспешной, Меньшову осталась только справка об окончании аспирантуры ВГИКа.

По окончании аспирантуры шесть лет Меньшов работал по договорам на киностудиях «Мосфильм», «Ленфильм» и на Одесской киностудии. Это был период поиска себя и период опасных в то время экспериментов. Он снял короткометражную учебную работу «К вопросу о диалектике восприятия искусства, или Утраченные грезы», полнометражный документальный фильм к 50-летию ВГИКа (который руководству института показался настолько крамольным, что был смыт), написал сценарий «Требуется доказать» (по мотивам книги В.И.Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме»), который тоже запретили. Меньшов сделал очень вольную инсценировку романа Мариэтты Шагинян «Месс-Менд», которая шла с аншлагами в Ленинградском ТЮЗе и так далее.

Актерская карьера в кино началась неожиданно: однокурсник Меньшова Александр Павловский снимал на Одесской киностудии свою дипломную работу по сценарию, который он написали вместе, и предложил своему соавтору сыграть в этом фильме главную роль. Эта картина получила главный приз на киевском кинофестивале «Молодость-71», и уже на следующий год Меньшов получил приглашение от режиссера Алексея Сахарова на главную роль в фильме «Человек на своем месте». После того как на Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате Меньшов завоевал приз за лучшее исполнение мужской роли, он вдруг оказался активно востребован кинематографом. Одна за другой последовали картины «Соленый пес», «Последняя встреча», «Собственное мнение». За 37 лет работы в кино сыграл 40 ролей, пожалуй, самая запоминающаяся и любимая зрителями – роль великовозрастного холостяка Паши в комедии «Где находится Нофелет?» Все же Меньшов считает актерские работы своим хобби, а главным делом жизни - кинорежиссуру.

Режиссера прославили несколько картин. Первым стал музыкальный фильм «Розыгрыш» (1976) по сценарию Семена Лунгина. Успех картины, особенно у молодежи, превзошел все ожидания. Школьники, снявшиеся в фильме, - Дмитрий Харатьян, Наталья Вавилова, Евдокия Германова - вмиг обрели звездный статус, песни из фильма звучали на пластинках и по радио. По результатам проката 1977 года картину посмотрело рекордное количество зрителей, к концу этого года создатели фильма были удостоены Государственной премии РСФСР.

В 1978 году начались съемки фильма «Москва слезам не верит». Сценарий, который написал Валентин Черных, предлагался многим известным режиссерам, но история фабричной девушки, сделавшей карьеру директора этой фабрики, никого не интересовала. Меньшов переделал сценарий, переписал уже имевшиеся сцены, ввел новые эпизоды, персонажей, которых не было. Сценарий стал двухсерийным. Только за первый год проката фильм посмотрело почти 90 миллионов зрителей, создатели картины получали мешки писем от потрясенных людей, а пресса в это же самое время писала о потакании дурным вкусам мещан, о мелкотравчатой драматургии и слабой режиссуре. А фильм жил своей жизнью, не сходил с экранов кинотеатров, его купили более ста стран, он завоевал призы на множестве международных кинофестивалей, создатели фильма получили Государственную премию СССР. В довершение всего Американская академия киноискусства в 1981 году назвала фильм «Москва слезам не верит» лучшим иностранным фильмом года и присудила ему «Оскар». И сейчас, по прошествии более чем 20 лет зрители называют его лучшим фильмом за сто лет существования российского кино. О чем этот фильм режиссер думает так: «Я не могу согласиться с тем, что фильм «Москва слезам не верит» - это «сказка о Золушке». Что такого «сказочного» в этой истории? Что героиня стала директором фабрики? Но разве мало подобных судеб? Мы видим десятки примеров вокруг себя, когда человек вырастает из простого рабочего в директора завода. Я знаю массу таких биографий: человек работает на предприятии, совершенствует свои умения и навыки, учится в институте, не оставляя работы, профессионально растет и в конце концов становится главой этого предприятия. Это совсем не история замарашки, которая в один день стала принцессой или, как еще говорят, «проснулась знаменитой».

Третьей знаменитой картиной Владимира Меньшова оказалась «Любовь и голуби» (1984) по одноименной пьесе Владимира Гуркина. Эта бесхитростная история любви, измены, раскаяния и прощения подкупила Меньшова, прежде всего, сочно выписанными характерами и незлобивым юмором, столь присущим русскому менталитету. Прокатная судьба этого фильма была подпорчена тем, что он попал под каток начавшейся тогда кампании борьбы с алкоголизмом. Александр Зархи: «Картина производит впечатление какой-то нечистоплотности крестьянского быта и оставляет ощущение перебора и безвкусицы. Меньшову здесь изменило чувство элементарного вкуса. Пьянство сейчас трагедия народа, а не смешное поведение. Поэтому относиться к нему так легко нельзя». Сергей Соловьев «Мне глубоко чуждо то, что делает Меньшов... Мне кажется, Гурченко - самый сомнительный элемент в этой картине, ее тут много».

Меньшов не соглашался с поправками в фильме. Его отстранили от картины, потом вырезали из нее все подозрительные сцены, затем положили на полку, и только через полгода, когда истерия борьбы несколько поутихла, восстановили фильм в первоначальном виде и выпустили на экраны. «Любовь и голуби» до сих пор одна из любимейших зрителями картин. На фестивале комедийных фильмов в испанском городе Торремолинас картина получила Главный приз - «Золотую ладью».

Следующий фильм Меньшова появился на экранах через одиннадцать лет. Все очевиднее становилось с течением времени, что самый верный жанр для отражения нынешней действительности - это фарс. Тогда родилась история о трех братьях-близнецах, выросшая в картину «Ширли-Мырли», вышедшую на экраны в 1995 году. Комедийные коллизии фильма - постоянная путаница между близнецами, их напряженные отношения, в которые оказываются втянутыми Президенты России и США, блистательная игра актеров рождали громовой хохот в любом кинотеатре. Но критика на фильм оказалась крайне резкой.

Последняя работа Владимира Меньшова - лирическая трагедия (так он сам определяет жанр этой картины) «Зависть богов» закончена в 2000 году. Это история любви, нечаянно настигнувшей двух не очень уже молодых людей, история, когда вдруг человеку открывается, что вся предыдущая жизнь была лишь подготовкой к этой встрече. Трагичность этой любви в том, что героями ее являются француз и русская женщина (бенефисная роль Веры Алентовой), а действие фильма происходит в 1983 году, - в то время такие истории благополучно не заканчивались. Зрители на фильме плачут и смеются, а критика и кинематографическая общественность, по уже сложившейся традиции, приняли его в штыки, но для картин Меньшова такая реакция - самая хорошая примета: значит, и этому его фильму суждена долгая и счастливая жизнь.

В настоящее время Владимир Меньшов является режиссером-постановщиком на киностудии «Мосфильм». Он обладатель звания Народного артиста России (1991), член Союза кинематографистов России. В 1999 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Картинки со съемок:

Самый трудный кадр фильма «Любовь и голуби»
- «Мне дорог кадр, который мы обстоятельно готовили, придумывали, расписывали: показываем, как из двери избы Михайлов падает прямо в воду, камера выезжает, опускается на воду и снимает, как выныривает уже без костюма Михайлов, обращается к Гурченко, потом они вместе плывут к берегу и идут по пляжу. Все это было снято в одном кадре! За полминуты, которые может человек продержаться без дыхания, в воде водолазы снимали с актера костюм, актер должен был вынырнуть и сразу текст говорить. На первом дубле Михайлов вынырнул, и текст забыл полностью, его первые слова были: «Люсь, че говорю-то?» Гурченко ему подсказала. А дальше прошло все нормально».

Самый холодный кадр фильма «Любовь и голуби»
- «Убийственно для актеров было изображать жару осенью в холодной, 14-градусной воде! Съемки проходили в ноябре. Люся Гурченко, которая больше всего в жизни боится холода, несмотря на все ее умение рисковать во имя съемок, в ужасе ждала ныряний. А ведь она еще целый диалог ведет, пока плавает! А потом вся массовка в этой ледяной воде купалась, изображая пляж. Я к концу съемок после команды «Стоп, снято!» сам нырнул, чтобы разделить общее несчастье. Меня просто обожгла эта вода, такая холодина!»

Самый высокий кадр фильма «Любовь и голуби»
- «А как снимали финал картины, когда все актеры стоят на крыше! Актеры - люди занятые, и собрать всех актеров в кадре у нас получилось лишь на 20 минут. Пока везли на съемку Дорошину, ее в вертолете загримировали и подняли на крышу - Михайлов через 20 минут должен был улетать в Москву. В фильме они все стоят спокойные, улыбаются, смотрят в камеру. А на самом деле я помню это паническое состояние у всех, кто был в кадре! Но кино - это такое волшебное искусство!»