История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Рихтер Святослав: Я обрел свободу, замкнувшись в себе

20 марта исполняется 90 лет со дня рождения Святослава Рихтера.

Слушайте исторические концерты:
17 марта в 23:30 звучит музыка Бетховена. Соната № 1 для виолончели и фортепиано. Запись концерта Святослава Рихтера и Мстислава Ростроповича, состоявшегося в 1964 году в рамках музыкального фестиваля в Эдинбурге.
18 марта в 23:25 в исполнении Святослава Рихтера и камерного оркестра Московской консерватории звучит Концерт ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Дирижер Юрий Николаевский. Запись в БЗК (1978).

20 марта в 19:30 документальный фильм «Рихтер непокоренный», режиссер Бруно Монсенжон. Бруно Монсенжон – французский скрипач и кинематографист – приобрел международную известность, благодаря своим фильмам о Глене Гульде, Иегуди Менухине, Дитрихе Фишере-Дискау, Давиде Ойстрахе. Фильм «Рихтер непокоренный» получил несколько премий, в том числе золотую премию FIPA в 1998 году. Режиссеру с трудом удалось получить согласие Рихтера на съемки, но когда фильм в июле 1997 года был показан Рихтеру в первозданном виде, «нечто чудовищное длиною в три с половиной часа – фильм далеко не полный…
Он сидел неподвижно, предельно сосредоточенный, и, когда фильм кончился, сказал просто и взволнованно:
- Это я».
Через четыре недели Бруно должен был приехать в Москву, чтобы «снимать сцены вполне определенные, которыми мы заполним пробелы в нашем фильме»… Рихтер согласился.
Первого августа 1997 года Рихтера не стало.


В репертуар Рихтера входило 833 произведения, он выступал более 27000 раз в 3600 концертах в тысяче разных мест на протяжении 55-летней профессиональной деятельности.

Рихтер родился в Житомире. Отец его был из немцев, учился в Вене игре на фортепиано и композиции, там, в Вене познакомился с Григом, а его самым близкими другом был Франц Шрекер, о котором Рихтер напишет: «Это был выдающийся, ныне совершенно забытый композитор, чья опера «Der Ferne Klang» настолько повлияла на мое музыкальное мышление, что, разобрав ее на пианино еще в отрочестве, я и теперь еще, по прошествии семидесяти лет, помню каждую ноту». Закончив обучение, отец остался в Вене, а каждое лето приезжал в Житомир, где и познакомился с Анной Павловной Москалевой – матерью Святослава Рихтера. После венчания молодые отправились в свадебное путешествие в Вену, но началась Первая мировая, Рихтеры вернулись в Россию, где вскоре после рождения Святослава в 1915 году отцу предложили должность преподавателя Одесской консерватории.
Музыку Рихтер открыл для себя в восемь лет, когда начал играть на фортепиано. Учителем был не только отец, но и чешская арфистка, ученица отца, : «Она дала мне несколько уроков, и я быстро усвоил то, что положено знать, чему учат детей в самом начале, все, чему мне было необходимо научиться, чтобы отдаться целиком единственному занятию меня интересовавшему: разбору партитур».
В девять лет Рихтер сочинил маленькую драму под названием «Дора». Это была пьеса из восьми действий и пятнадцати картин, с тринадцатью персонажами. Пьеса была представлена на одном из семейных вечеров.
Первым серьезным сочинением сам Рихтер считал оперу по мотивам лермонтовской «Бэлы». Текста не было, только музыка.
Летом 1931 года семья переезжает в Житомир. Там начинаются первые публичные выступления Рихтера. Восемь сестер Семеновых, старинных приятельниц и поклонниц отца, стали восторженными поклонницами сына, - стали «первой публикой, у которой я имел успех. Это событие решило, по существу, мое будущее. Именно тогда во мне возникло желание стать пианистом».

А 19 марта 1934 года в одесском Дворце инженеров состоялся первый сольный концерт Рихтера: «Ужасное ощущение, когда остаешься на сцене совсем один, я умирал от страха».

К старшему Рихтеру в Одессе относились враждебно, «постоянно унижали, возможно, за то, что был превосходным пианистом и выступал иногда с сольными концертами… Кончилось тем, что его выставили из консерватории. Он погиб в Одессе». Рихтер поклялся, что никогда не будет выступать в этом городе и не нарушил эту клятву.

В 1937 году, когда ужас чисток достиг вселенского масштаба, Рихтер переезжает в Москву: «Я решил выяснить, способен ли стать пианистом, и отправился к Нейгаузу с намерением поступить в консерваторию в его класс».

Нейгауз, прослушав Рихтера, сказал: «По-моему, он гениальный музыкант». Нейгауз в то время был ректором консерватории, поэтому он устроил так, что Рихтера приняли в консерваторию без всяких формальностей. «Нейгауз стал мне как бы вторым отцом. … Ему я обязан высокой посадкой перед фортепиано. Он был прав, все зависит именно от этого… Впечатляет неожиданное, непредвиденное… За этим я пришел к Нейгаузу, и он открыл мне глаза. Он подвел окончательный итог моим исканиям… Дело в том, чтобы стать зеркалом композитора, перевоплотиться в него».
В Москве своего пристанища у Рихтера не было, ночевал у кого придется, «у всех мне было хорошо. Но главное, в продолжение многих лет я находил приют у Нейгауза… У Нейгауза я спал под роялем».

В декабре 1941, года немцы стояли под Москвой, состоялся концерт Рихтера в Большом зале консерватории, так начало карьеры совпало с началом войны. Всю войну Рихтер был в Москве и однажды его послали играть на Кавказ, три месяца с концертами: Тбилиси, Баку, Ереван, Сухуми. А потом авантюрное путешествие в Архангельск и Мурманск, в результате которого Рихтер оказался на фронте, «прямо в окопах», и играл для раненых и солдат. А 5 января 1944 года – первое выступление в Ленинграде в филармонии. «Окна зала с выбитыми стеклами зияли пустотой. Один снаряд упал совсем рядом, на Русский музей. Концерт, тем не менее, состоялся. Люди сидели в пальто, с необычайным волнением слушая музыку. Я сохранил об этом концерте самые лучшие воспоминания».

В 1945 году Рихтера уговорили участвовать во Всесоюзном конкурсе пианистов, где он впервые исполнил Восьмую сонату для фортепиано Прокофьева.
Это было начало огромной и неповторимой жизни самодостаточного исполнителя.

С 1964 года он устраивает во Франции музыкальные празднества в Турене, в Гранж ле Меле под Туром: «Музыкальные празднества мыслились мне как настоящий праздник, где музыка стала бы душой всех прочих увеселений и где всякий мог бы на досуге повидаться со всеми».
А потом Ирина Александровна Антонова, директор Пушкинского музея, явилась к нему с «дерзким" предложением устроить подобное музыкальное действо в России. Так в 1985 появились Декабрьские вечера.

С начала восьмидесятых годов Рихтер играет только с нотами на пюпитре в полутемных залах, где едва вырисовывается его силуэт…

«Исполнитель есть в сущности исполнитель воли композитора. …Исполнитель есть зеркало. Играть музыку не значит искажать ее, подчиняя свой индивидуальности, это значит исполнять всю музыку как она есть, не более, но и не менее того. (…)
Исполнитель движется, как мне кажется, не по прямой, а по спирали. Я умею запасаться терпением и без конца оттачиваю и шлифую свою игру, пока не получу удовлетворяющего меня исполнения».

«Однажды Курт Зандерлинг так отозваля обо мне: “Он умеет не только хорошо играть, но и хорошо читать ноты”.
Довольно верное замечание».


(Использованы материалы книги: Бруно Монсенжон. Рихтер. Диалоги. Дневники. М., 2003).