История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

"Первая перчатка": Кинокритик Александр Трошин о фильме

Кинокритик Александр Степанович Трошин о художественном фильме «Первая перчатка» (в эфире 16 декабря 2006 в 15:35, показ фильма приурочен к 110-летию со дня рождения Анастасии Зуевой):

Говорят, что фильмы, как люди, быстро стареют. Но если это так, отчего же «Первую перчатку», одну из первых послевоенных комедий (она 1947 года), не бог весть какую замысловатую по сюжету, мы смотрим и сегодня с таким же открытым сердцем, с такой же улыбкой, как смотрел ее, должно быть, тогда измученный войною, настрадавшийся зритель? Оттого ли, что про спорт, про боксеров, про напряженные поединки (а это само по себе всегда безотказно увлекает)? Оттого ли, что неизменно заряжает бодростью? Недаром не умирает и как по эстафете передается от поколения к поколению, бодрящая, как утренняя зарядка, песенка «Закаляйся, если хочешь быть здоров, позабудь про докторов, водой холодной обливайся». Или потому что фильм «про любовь»? Сюжет, который самое что ни на есть рядовое кино делает бессмертным.

Я думаю, что секрет долгой жизни этой рядовой кинокомедии и в том, и в другом. И еще в песнях, мобилизующе-бодрых и лирических, поэта Лебедева-Кумача и композитора Соловьева-Седого. (Эти песни потом оторвались от фильма и зажили самостоятельной жизнью.) И еще – и это едва ли не главное – причина в актерском ансамбле, где блистает уже любимый зрителем после александровских комедий «Цирк» и «Волга-Волга» опереточный комик Владимир Володин, а рядом с ним другой комедийный актер, мхатовец Сергей Блинников. Лирическую же пару составили Иван Переверзев и красавица-дебютантка с красивым голосом (она, кроме ВГИКа, закончила Гнесинку) Надежда Чередниченко. И конечно – Анастасия Зуева, великолепная мхатовская актриса, которая с таким аппетитом играет в «Первой перчатке» жену тренера - неугомонную, настырную, всегда не вовремя являющуюся эксцентричную старуху. Противница спорта, она в финале преображается в заядлую болельщицу.

Говорят, что сам Станиславский, когда Зуева пришла во МХАТ (это было в 1924-м) предрек ей «быть на сцене вечной старухой». И это оказалось правдой не только для сцены. На экране Анастасия Платоновна также переиграла немало старух – комических, героических, сказочных. Одна из самых заметных ее киноролей – у Пудовкина, еще в начале войны, в новелле «Пир в Жирмунке», вошедшей в один из выпусков «Боевых киносборников». Там ее деревенская знахарка Прасковья угощает немцев отравленной пищей и сама погибает. Об этом героическом образе, по-зуевски лишенном плакатной риторики, очень много тогда писали. Затем была еще одна военная, уже полнометражная, картина «Родные поля», затем – экранизация чеховского рассказа «Юбилей», где Зуева незабываема в роли «женщины слабой, беззащитной» Мирчуткиной. И вот, наконец – как оказалось, неувядаемая «Первая перчатка».