История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Артмане Вия. Аристократия духа

Родилась в городе Тукуме (Латвия) в 1929 году. Говорят, что латышская актриса Вия Артмане сейчас уже мало известна российскому зрителю и помнится в основном по советским доперестроечным фильмам. Ее чеканный профиль и прибалтийская красота, не говоря уже о бархатном голосе, узнаются без промедления. Она из тех женщин, что красивы в любом возрасте. И еще, Вия Артмане – очень серьезный и глубокий человек.

Российский зритель увидел ее в фильмах 60-х годов. Военная драма Витаутаса Желакявичуса «Никто не хотел умирать» (1965) и фильм Евгения Матвеева «Родная кровь» (1964) поставили рижскую королеву в один ряд с ведущими актерами московских театров, в 1969 году ей присвоили звание Народной артистки СССР.
С середины 1980-х годов Вия Артмане практически перестала появляться на экранах. Только в 1990 году выходит фильм «Катафалк», а в 1991 году – «Любовь» Валерия Тодоровского.

Актриса продолжала активно работать в театре. Одной из ее лучших работ считается роль мадам Ракен в спектакле «Тереза Ракен» по Эмилю Золя. Рижскому театра имени Райниса Вия Артмане отдала более полувека, но покинула его - из-за незадействованности и болезни.

За внешностью Снежной Королевы скрывалась ранимая душа, но говорить о жизненных трудностях Артмане считает неприличным. «Такие люди, как я, обычно не нравятся, - сказала Вия в канун своего 75-летнего юбилея. — Нравятся те, кто требует защиты, а гордых не любят». Она была готова к тому, что есть недоброжелатели, есть зависть, которая не может простить стойкости и выдержки. Когда она совсем юная пришла работать в театр, ее коллеги не верили, что девушка с аристократическими данными и манерами может сыграть боль, страдание. Никто не догадывался, что дочь польки и прибалтийского немца родилась батрачкой и с детства умела делать по дому все, зная и голод и бедность. Когда-то она работала прислугой в богатой рижской семье, где уважали и любили искусство. Дочь хозяев стала учить ее танцам. Впоследствии это и привело ее в рижскую школу танца.

Потом Вию увлек театр, каждый вечер она бегала на представления то русской, то латышской труппы. После окончания актерской студии при Художественном академическом театре имени Я.Райниса в 1949 году Артмане приняли в театр. Этому театру она и посвятила полвека жизни. Здесь создала лирические, женственные, исполненные драматизма образы. Она была и Джульеттой («Ромео и Джульетта», 1953), и Елизаветой («Елизавета Английская», 1980). В театре она сыграла около 120 ролей. В кино - около 60.

Что для нее в жизни главное? По словам актрисы, главное – это совесть, чистота в душе, в быту, в отношениях...
Актриса ушла из жизни 11 октября 2008 года.

23 августа 2009 в 15:35 в эфире художественный фильм с участием Вии Артмане «Театр», а также выпуск программы «Эпизоды», посвященный актрисе (в 17:50).
Джулия Ламберт в «Театре» Сомерсета Моэма - это роль, кажется, создана для Вии Артмане. Для тех зрителей, что видели Вию Артмане на сцене Латышского драматического театра им. Я.Райниса в первых ролях мирового классического репертуара, блистательная и острая театральность Джулии не стала новостью. Как-то актрису спросили: часто ли ей приходилось прибегать на сцене к алому платку, как это сделала ее героиня в фильме «Театр» Джулия Ламберт, чтобы приковать к себе внимание публики? Она ответила: «Никогда. Я всегда надеялась на свой профессионализм».