История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Валентина Талызина: К 70-летию актрисы. Живые роли

Кто же не знает энергичную, шумную и веселую учительницу Валю и кто не помнит нежных, трепетных интонаций главной героини новогоднего фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» Нади, которой подарила свой голос Валентина Талызина? Участие в таких суперпопулярных фильмах — это, с одной стороны, конечно, «зигзаг удачи», а с другой — своего рода «ирония судьбы».

Судьбы вовсе не безоговорочно счастливой, ведь понравившийся персонаж порой затмевает в памяти зрителей другие, не менее значительные и серьезные работы актера. У Валентины Талызиной ярких ролей вполне достаточно. Правда, в кино ее можно причислить к мастерам эпизода. В театре же судьбы и характеры героинь, сыгранных ею, глубже и разнообразнее.

В юности актерство казалось Талызиной недостижимым. Валентина Талызина могла стать экономистом или историком, и чуть было не поступила на исторический факультет Омского университета. Но после школы, где с младших классов была первой по части чтения стихов, оказалась на экономическом факультете сельскохозяйственного института. Однако гуманитарные наклонности будущей актрисы не давали покоя. Романы Толстого и пьесы Островского вытесняли из ее сознания скучные лекции по статистике и бухгалтерскому учету. А тут еще окрылил успех на городском конкурсе художественной самодеятельности и поддержка директора Дома народного творчества, посоветовавшей Вале учиться. В итоге абитуриентка Талызина предстала перед приемной комиссией ГИТИСа и, успешно пройдя один за другим все конкурсные туры, она стала студенткой театрального института.

Курс вели Николай Васильевич Петров и Варвара Алексеевна Вронская, удивительно дополнявшие друг друга. С одной стороны, дерзкая эксцентричность, острая гротескность, с другой — тонкая душевность, психологическая мхатовская глубина. Эти профессиональные качества, которые воспитали в будущей артистке ее учителя, по сути, определили ее творческую биографию. И еще один человек сыграл значительную роль в судьбе Талызиной — педагог по вокалу Галина Петровна Рождественская. Дело не только в обучении непосредственно певческим навыкам, а в развитии самого голоса, в освоении богатства интонаций, многообразии полутонов, музыкальности речи.

Когда молодая актриса по приглашению Ирины Сергеевны Анисимовой-Вульф придет в возглавляемый тогда Юрием Александровичем Завадским Театр имени Моссовета, многие коллеги наряду с профессионализмом дружно отметят и красивый голос девочки. Позднее заметят его и кинорежиссеры. Помимо «Иронии судьбы», ей не раз будут предлагать дублировать других актрис. Талызинским голосом говорит, к примеру, Лолита Озолиня в фильме «Долгая дорога в дюнах». Кстати, она, как и Барбара Брыльска, получила за эту роль Государственную премию, она, а не Талызина... И еще одна известная экранная героиня разговаривает по-талызински — мама Дяди Федора из Простоквашино.

Роль Даши в спектакле «Битва в пути» Г. Николаевой и С. Радзинского была замечена коллегами, зрителями и прессой, в отличие от дебюта в кино в фильме «Человек, который сомневался». В первые же годы в ее репертуаре появились Анна Пейдж в «Виндзорских насмешницах», редактор в «Шторме», Таня в «Суровой любви», Валя в «Первом свидании»... Наивные и строгие, любящие и отзывчивые героини. Талызина выходила на сцену вместе с блистательными актрисами: Верой Марецкой, Любовью Орловой, Серафимой Бирман, Фаиной Раневской...

В кино своеобразным прорывом стала роль скромной приемщицы в провинциальном фотоателье. Кстати, Алевтину в «Зигзаге удачи» Эльдара Рязанова должна была играть другая известная актриса, так что этот самый «зигзаг» стал и для Талызиной настоящей удачей. Ее героиня, откровенно некрасивая, жалковато-ущербная, отчаянно надеется дождаться того счастья, о котором мечтает. Но даже ради этой мечты она не желает терпеть унижение и насмешки.

Истинное преображение Алевтины происходит не в финале, когда она, принимая позы завзятой манекенщицы, с победным вызовом демонстрирует жениху свой новый наряд, а потом идет рядом с ним, торжественно улыбаясь. Превращения Золушки в принцессу в этом запоздалом реванше не происходит. Расфрантившаяся невеста в таком явно не подходящем ей туалете выглядит гораздо смешнее и нелепее, чем в том убогом платье с рюшами, в котором она появлялась на смотринах.

Нет, по-настоящему интересной и привлекательной Алевтина становится в тот момент, когда отказывает Колачеву, видя его откровенное пренебрежение и наглую самоуверенность. В ее тихом, будничном голосе звучит обреченность, прощание с последней надеждой. Но сбереженное вопреки всему чувство собственного достоинства помогает превозмочь эту боль. Исчезает суетность и ущербность, просыпаются уверенность и женская гордость.

Замечательный партнер Талызиной, Евгений Евстигнеев, виртуозно и тонко отыгрывает ее превращение. Его герой тоже преображается: самодовольная беспардонность сменяется уважением и искренним интересом. Да и восхищенный взгляд в финале обращен не столько к разряженной кукле, сколько к той открытой, безыскусной женщине, которую он уже успел разглядеть.

После первых серьезных успехов Валентины Талызиной амплуа ее стали условно делить на две части: в театре — по преимуществу лирико-драматическая героиня, в кино — остро гротесковая актриса, не боящаяся быть смешной и некрасивой. С одной стороны, с этим вряд ли можно не согласиться. Но с другой — разве не было в ее действительно смешной Алевтине глубокого драматизма, актерского сочувствия героине, передавшегося и зрителям? Разве ее и впрямь уморительная сваха из перенесенной на экран гоголевской «Женитьбы» — не усталая, измотанная женщина, которая, устраивая чужие судьбы, не может устроить свою, а потому вынуждена заниматься смертельно надоевшим ей делом? Талызинская героиня не имеет ничего общего с расхожим представлением о кустодиевски пышнотелой, суетливо-хлопотливой особе, с рекламным пафосом и азартом расхваливающей свой «товар». Напротив, давая характеристики потенциальным женихам, Фекла Ивановна сохраняет одинаковую для всех скучно-монотонную интонацию, от которой так и веет формализмом отдела кадров. Горячая печка — вот то единственное, что интересует в данный момент «ухлопотавшуюся» в бестолковой беготне сваху. С каким удовольствием протягивает к домашнему теплу свои усталые и замерзшие ноги эта, в сущности, несчастная, хотя еще вполне привлекательная и неглупая женщина.

Когда Талызину называли комедийной актрисой, она отвечала, что гордится этим, — ведь смешить очень трудно. Но при этом добавляла, что «комедия тоже бывает разная: смешная, грустная, трагичная, злая, добрая». А свое творческое кредо актриса определяет так: «Максимально приблизиться к правде жизни, какой бы парадоксальной она ни была». Эта парадоксальность допускает органичное соединение трагедии и фарса, драмы и эксцентрики, лирики и гротеска. И одновременно ставшее актерской темой несоответствие зримого облика и внутренней сущности, потаенной мечты и реального существования.

Тихая неприметность многих киногероинь Талызиной почти всегда таит в себе нечто большее, чем видно на поверхности. Но для того чтобы обнаружить эту подводную часть айсберга, нужно дать себе труд вглядеться и вдуматься. Яркие краски запоминаются быстрее и легче. А талызинские женщины нередко существуют «на втором плане», даже не пытаясь претендовать на первенство. Не все они в одинаковой степени привлекают внимание зрителей, хотя без каждой из них любой фильм был бы, наверное, беднее.

В «Уроках французского» ее Надька грубовата, резка, порой невыносимо истерична, но при этом добра до самоотречения. А за ее взвинченностью стоит война, некормленые дети, долгое отсутствие вестей с фронта. И в «Сценах из семейной жизни» в роли, написанной специально для Талызиной, актриса передавала прежде всего драматизм ситуации, в которой оказалась ее Валентина. «Моя героиня прожила трудную жизнь. Она не знала хоть иллюзорного покоя, все отдала, за все заплатила». А заплатила Валентина за то, что оставила вместе с мужем маленькую дочь, тем, что любимый человек, которого самоотверженно выхаживала, оставил ее.

На экране в амплуа бабушки Талызина появилась в фильме «Утро без отметок». Нередко она играла и мам — в картинах «Придут страсти-мордасти», «С любимыми не расставайтесь», «Перевод с английского». И в театре ей довелось встретиться с материнскими радостями и печалями, в том числе и знаменитой мамаши Кураж. Увы, в Театре имени Моссовета у Валентины Талызиной наступает достаточно долгая пауза. Правда, была еще некая Юрьева в малозамеченном спектакле «Женский стол в «Охотничьем зале» В. Мережко. Был ввод на роль императрицы Екатерины в знаменитой, но уже далеко не новой «Царской охоте» Леонида Зорина в постановке Романа Виктюка...

Талызина играет на других, новых для нее сценических площадках. В частности, в постановках Романа Виктюка, с которым они знакомы еще с ГИТИСа. И в «Школе современной пьесы» появился спектакль «Миссис Лев» С. Коковкина в постановке Бориса Морозова. В истории о чете Толстых Лев Дуров сыграл Льва Николаевича, а Валентина Талызина — Софью Андреевну.

Валентина Талызина сыграла в Театре имени Моссовета миссис Винейбл в спектакле Андрея Житинкина по пьесе Теннесси Уильямса «Внезапно прошлым летом». Скандальная история о патологически жуткой гибели поэта-гомосексуалиста.

Материнская тема, воплощенная актрисой в разных ипостасях, продолжилась и в брехтовской «Мамаше Кураж...», поставленной Павлом Хомским к юбилею Талызиной. Грубоватая, резкая, взрывчатая Анна Фирлинг — прежде всего мать, постоянно чувствующая ответственность и страх за своих детей. Ее напористая энергия, вынужденная изворотливость и откровенная агрессия — это лишь разные формы защиты их от гибели. В Кураж-Талызиной еще чувствуется прежняя сила и достоинство. Но для того, чтобы выжить, ей пришлось «из гордой и бескомпромиссной стать податливой и хитрой». Когда, отказавшись бросить дочь ради бегства с Питером Ламбом, Анна Фирлинг теряет и Катрин, то становится невменяемой, полубезумной. В финале за мамашей Кураж, тянущей свою повозку безучастно и одержимо, маршируют ее умершие дети, и она сама кажется уже неживой, окончательно сломленной и раздавленной.

Очень часто говорят, что характер — это судьба. Характер у Валентины Талызиной «трудный». Впрочем, и сама она этого не отрицает. Взрывчатость, неуступчивость, деловитое упрямство не могут не раздражать. Впрочем, характер на протяжении жизни редко меняется кардинально, значит, дело не только в нем. В то же время и умение находить способы выхода из сложных ситуаций — это тоже характер. В чем же черпает силы Валентина Талызина? «В книгах. У каждого для тупиковых ситуаций есть свои авторы, те, которые на душу ложатся. Я в такие минуты открываю Чехова и прозу Бунина. Читаю Марину Цветаеву...» Из любви к Бунину родился телевизионный сценарий, написанный актрисой и посвященный женщинам, которые были в его судьбе, в частности Вере Николаевне Муромцевой, сыгранной самой актрисой. А еще на телевидении появились ее Зинаида Гиппиус, лишенная привычного стереотипа манерной декадентки, и поэтесса Анна Баркова, семнадцать лет проведшая в ГУЛАГе. Интерес к «звучащему слову» был у Талызиной всегда. И на многочисленных творческих встречах она нередко читала понравившиеся рассказы, готовила отдельные поэтические программы.

(По материалам сборника «Театр имени Моссовета». Марина Гаевская. «Валентина Талызина». М., 2001.)

К юбилею актрисы были показаны: 22 января - художественный фильм «Сцены из семейной жизни» и в документальный фильм «Валентина Талызина» из цикла «Острова».