История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

К 75-летию Государственного литературного музея

Государственный литературный музей отмечает 75-летие. Он был создан по инициативе Владимира Бонч-Бруевича, который и стал его первым директором. Сегодня это один из крупнейших литературных собраний мира, которое состоит из почти миллиона единиц хранения. О юбилейной выставке «Немое красноречие вещей» рассказывают «Новости культуры».

Такую масштабную выставку в этом музее проводят впервые. В экспозиции собраны мемории писателей и поэтов трех веков, начиная с XVIII столетия. Каждый экспонат представлен в единственном экземпляре.

«Мы хотели в своем художественном ряде представить именно творческий портрет художника и писателя», – говорит директор Государственного литературного музея Марина Гомозкова.

Не случайно в экспозиции собрано много рукописей, прижизненных изданий произведений и даже канцелярских предметов разных эпох. Особенно интересны дневниковые записи современников. Например, ежедневник штабс-капитана Кожевникова.

«В два часа сорок пять минут скончался Пушкин. Посетили его многие жители Петербурга, и одна совершенно замечательная фраза: "Но супруги его никто не видел. Она больна". То есть это свидетельство очевидца», – замечает заведующая отделом рукописных фондов Евгения Воренцова.

На выставке можно увидеть уникальный поздний портрет Радищева. «Это последний прижизненный портрет Радищева. Он выполнен, либо когда Радищев заезжал к Воронцову сразу из Сибири, либо в последний – петербургский – период его жизни», – поясняет старший научный сотрудник Государственного литературного музея Елена Матюшенко.

Из XIX века – мемории Гоголя, Толстого, Лермонтова. Рядом – кепка Антона Чехова, в которой он ходил на рыбалку. Сохранился даже рыбацкий крючок. В зале Серебряного века – шесть героев: Есенин, Маяковский, Горький, Алексей Толстой, Пастернак и Цветаева.

«Эти бусы она покупала в Праге, узнав, что Чехия уже оккупирована. И для нее вот эта богемская грань была таким знаком солидарности с народом, который она полюбила», – рассказывает старший научный сотрудник Государственного литературного музея Лариса Алексеева.

Телеграмма от Айседоры Дункан к Есенину, перо для письма и ресторанный счет поэта. Изящный дорожный утюжок Маяковского и его первая визитка, похожая, скорее, на вывеску. Мемории каждого из великих литераторов на этой выставке рассказывают истории, которые вряд ли можно прочесть в учебнике.