История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Вила Лобос Эйтор: «Моя музыка – это зеркальное отображение Бразилии»

5 марта исполнилось 120 лет со дня рождения яркого композитора, выдающегося деятеля бразильской музыкальной культуры Эйтора Вила Лобоса. По словам исследователя Васку Мариза, «он создал национальную бразильскую музыку, пробудил у современников страстный интерес к фольклору и заложил крепкий фундамент, на котором молодые бразильские композиторы должны были воздвигнуть величественный храм». Сюжет о творчестве Вила Лобоса был показан 5 марта в программе «БлокНОТ» в 18:30.

Великий испанец, гитарист Андрес Сеговия с гордостью вспоминал о своем знакомстве и последующем творческом союзе с вдохновенным бразильским композитором: «Когда я кончил играть, Вила подбежал ко мне и доверительно, как будто по секрету произнес: "Я тоже играю на гитаре". "Прекрасно, - ответил я, - тогда Вам будет легко сочинять для нее". Протянув руки, он попросил у меня гитару. Затем сел, положив ее на колени. Внезапно он схватил гитару так резко, как будто боялся, что она вырвется. Скосил глаза на левую руку, как бы призывая ее слушаться, посмотрел на правую руку, как бы предупреждая о наказании в случае ошибки, и совершенно неожиданно вырвал аккорд такой силы, что я испугался: "Гитара моя не выдержит". Рассмеявшись, он с детской непосредственностью произнес: "Подождите, подождите". Я ждал, но, опасаясь за жизнь инструмента, не мог спокойно слушать его. Лобос начал импровизировать. Вскоре он прекратил игру: не хватало постоянной работы над техникой, а этого гитара, более чем другие инструменты, не прощает. Но и того, что прозвучало, было вполне достаточно, чтобы понять: перед нами большой композитор, музыка которого привлекает самобытной мелодией, своеобразной ритмикой, неповторимыми гармониями. Игра Лобоса подтвердила его любовь к гитаре. Так был заложен фундамент нашей дружбы. Вклад гениального Лобоса в создание репертуара для гитары сегодня хорошо известен. Это было счастьем для гитары и меня».

Эйтор Вила Лобос родился 5 марта 1887 года в местечке Ларанхейрас, неподалеку от Рио-де-Жанейро. Его мать Ноэмия занималась домом и детьми, а отец Рауль, исключительно образованный человек, работал в Национальной библиотеке и очень любил музыку. Каждую субботу в доме Вила Лобос собирались уважаемые музыканты и играли до самого утра. Так продолжалось долгие годы и это не могло не отразиться на музыкальных вкусах будущего композитора.

Уже в шесть лет Эйтор по примеру отца начал играть на виолончели. Тогда же тетя посоветовала ему разобрать прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира». С тех пор юный музыкант по-настоящему увлекся произведениями Иоганна Себастьяна Баха. Гораздо позже одно из своих всемирно известных произведений – десять сюит для разных инструментальных составов – он назовет именно «Бразильские Бахианы» в память о великом композиторе.

Другими музыкальными впечатлениями Эйтор Вила Лобос был обязан живописным улицам и набережным родного города, где, не умолкая, звучали серенады бродячих музыкантов и тамбуры негритянских танцоров. Их называли «шорос». Они регулярно собирались на улицах, чтобы поиграть для собственного удовольствия, либо на каких-нибудь вечеринках или Карнавале. Именно к такому коллективу и присоединился юный Эйтор. Он стал учиться играть на гитаре, вопреки заверениям родителей, которые не одобряли стремление юноши к подобной музыке, а его друзей и вовсе считали отъявленными хулиганами.

После смерти отца в 1899 году сын окончательно вырвался из-под контроля семьи и стал сочинять музыку, в которой нашли отражение и черты бразильского фольклора, и, разумеется, гармонии «шорос». Так рождалась новая форма музыки, в которой городские и народные мотивы прекрасно сочетались с принипами современной композиции. С 1905 года Вила Лобос много путешествовал по Бразилии. Он подолгу задерживался на сахарных плантациях и фермах, все больше углубляясь в изучение традиций и фольклора своей страны. Затем на три года уехал на север. Куда бы он ни отправлялся, везде молодой композитор с интересом изучал местное творчество и обычаи.

Он зарабатывал на жизнь, играя на виолончели в оркестрах и в театрах, но при этом никогда не переставал писать свою музыку. Газеты пестрили негативными отзывами о его слишком «современных» сочинениях. Много лет спустя он ответил: «Я не стараюсь быть современным. То, как я пишу, – это космический результат изучения и синтеза. То, что я делаю – это зеркальное отражение Бразилии. Я знаю ее вдоль и поперек. Я исследовал ее город за городом, штат за штатом, лес за лесом, тщательно вникая в душу моей земли, характеры людей, чудеса природы. И я нашел во всем этом поддержку правомерности моих идей».

В 1922 году композитор принял участие в Неделе современного искусства, представив там некоторые свои сочинения. В 1923 году Вила Лобос, уже достаточно широко известный в бразильских музыкальных кругах, отправился в Париж. Там он продолжил изучение музыки, познакомился с мировыми знаменитостями – исполнителями и композиторами. По возвращении Эйтора в Рио о нем писали: «Вила Лобос только что вернулся из Парижа. Обычно из Парижа все возвращаются, наполненные Парижем, и только Вила Лобос вернулся, наполненный Вила Лобосом. Единственное, что всерьез потрясло его, была «Весна священная» Стравинского. Он признался, что это было величайшим музыкальным впечатлением в его жизни».

В 1927 году композитор вновь отправился в Париж, чтобы организовать несколько концертов и опубликовать некоторые работы. Именно за время его второго путешествия во французскую столицу он обрел настоящую известность. Он дирижировал оркестрами в крупнейших концертных залах европейских столиц. В 1930-м его пригласили с концертом в Сан-Паулу. Мог ли он тогда подумать, что этот короткий визит в Бразилию станет началом новой главы в его жизни.

Правительство поручило Вила Лобосу организовать единую систему музыкального образования в стране. На несколько лет ему пришлось прервать свое творчество и целиком посвятить себя разработке новых методов преподавания музыки в школах. В основе его системы лежало хоровое пение как фундамент последующего профессионального образования. Композитор выступал с докладами в городах, основал десятки музыкальных школ, создал хоровые коллективы, организовал школу учителей-хормейстеров, которой лично руководил, сформировал специальный оркестр, преследовавший главным образом культурно-образовательные цели. По его инициативе была открыта Национальная академия хорового пения (1942), президентом которой он и оставался до конца жизни.

Музыкальное наследие Вила Лобоса велико и разнообразно, как и сама Бразилия. Он создал девять опер, пятнадцать балетов, двенадцать симфоний, восемнадцать симфонических поэм, инструментальные концерты. В его произведениях слышится величавое течение могучих рек и низвергающихся водопадов, шум океанского прибоя и беспокойная суета Рио, мягкая речь креолов и гортанный говор индейцев. Нужно по-настоящему вслушаться в его произведения, чтобы почувствовать в этой многозвучной стихии черты единого облика художника-композитора Эйтора Вила Лобоса.

Использованы материалы Официального сайта Музея Эйтора Вила Лобоса в Рио-де-Жанейро, а также книги М. Вайсборда «Андрес Сеговия». Материал подготовила Александра Мартынова