История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Москва старая и современная на выставке «На память будущему. Московское время»

В 1877 году на заседании Московской городской думы прозвучало предложение: «Сохранить на память будущему виды Москвы». Именно эти слова были использованы для названия серии сопоставительных фотовыставок видов старой и современной Москвы с одних и тех же точек, в тех же ракурсах. На выставке, которая открылась минувшим вечером в Доме «Русское зарубежье» имени Александра Солженицына, столица в начале ХХ века представлена на снимках Готье-Дюфайе. Эта коллекция уже пять лет пользуется успехом и у знатоков, и у любителей. Она постоянно меняет столичные выставочные площадки. О выставке «На память будущему. Московское время» рассказывают «Новости культуры».

Нужно найти десять отличий на фотографиях улицы Тверской в 1913 году и в 2003, после ее расширения и сталинской реконструкции. Изменились архитектура, транспорт и пешеходы. Не изменились точка съемки и готовность фотографов регистрировать состояние города.

«Мы не навязываем свою точку зрения зрителям. Зритель смотрит и делает свои выводы», – заверяет фотограф, москвовед Гелий Земцов.

Гелий Земцов и Александра Бровко шли по следам Готье-Дюфайе – московского Эжена Атже. Атже запечатлел Париж накануне эпохальной реконструкции Османна, а Готье-Дюфайе – Москву накануне Первой мировой.

«Очень мало широко известных мест. Например, Красной площади, Исторического музея. Готье делал не парадные снимки, улочки, закоулочки. Бурная стройка, много застройщиков и инвесторов, дом приговаривают к сносу и собираются переделать его в доходный. Узнаете ситуацию?» – поясняет Гелий Земцов.

Ситуация в Москве начала XIX века действительно напоминает современную. Тогда Дом Леонтьевой в Гранатном переулке московская общественность сумела уберечь от сноса, и сегодня он выглядит лучше, чем в 1913.

«Некоторые места просто несопоставимы. Их нельзя узнать. А некоторые не очень изменились», – добавляет Гелий Земцов.

Впрочем, не только архитектурные сопоставления интересовали фотографов группы «Московское время». «Это не телега, это пожарный экипаж с конной тягой. На одной упряжке везли насос, который пополнялся из ближайщего резервуара», – поясняет фотограф.

Пожарные в начале XIX века пользовались другим транспортом, чем их коллеги в XXI, и униформу носили иную. Так же как и дворники, таксисты и стражи порядка. «Это пара городовых, а это пара милиционеров на Манежной площади», – показывает мастер.

Сопоставленные виды одних и тех же мест с паузой в столетие позволяют почувствовать ход московского времени.