История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Ньюмен Пол: Опыт голливудской звезды. 80 лет Полу Ньюмену

26 января 2005 года американскому актеру и режиссеру Полу Ньюмену исполнилось 80 лет. 30 января в 19:55 был показан его художественный фильм с участием Джоан Вудворт «Рэйчел! Рэйчел!».

Это режиссерский дебют Ньюмена, который воплотил на экране трогательный рассказ о школьной учительнице, превратившейся из «синего чулка» в яркую женщину. Фильм получил четыре номинации на «Оскара» и два «Золотых Глобуса».
В тот же день в 20:35 смотрите программу о судьбе голливудской пары – Ньюмена и Вудворт из цикла «Великие романы XX века».

Режиссер, продюсер, общественный деятель, известный как борец за мир против ядерных вооружений. Но прежде всего - актер, которого знают и любят во всем мире. Снявшись в более чем пятидесяти фильмах, он органично вписывался в психологические драмы и комедии, криминальные ленты и вестерны, фильмы-катастрофы и фантастику.

Ниже публикуются отрывки из интервью с ним, опубликованные в итальянском журнале «Evropeo».

В конце 80-х этот известнейший актер появился в трех фильмах: «Толстяк и Малыш», «Блейз» и «Мистер и миссис Бридж». После чего сразу же сел за руль своей гоночной машины, чтобы подготовиться к новому спортивному сезону. Он в прекрасной форме, замечательно выглядит в своих узких джинсах и белой рубашке, эффектно оттеняющей его загорелое лицо, седые волосы и знаменитые голубые глаза.

Появление его имени в титрах фильма обеспечивает зрительскую очередь в кассу. И поэтому голливудские продюсеры всегда готовы заплатить ему 7 миллионов долларов за участие в ленте. А когда этот человек появляется на экране, никому и в голову не приходит назвать его пенсионером.

У генерала Гроувза из «Толстяка и Малыша», одного из руководителей «Манхэттенского проекта», в результате которого атомные бомбы упали на Хиросиму и Нагасаки (его-то и играет П. Ньюмен), может быть, меньше реплик, чем у Р. Оппенгеймера (Дуайт Шульц), но сыграна эта роль куда как талантливее. А его Эйр Лэнг—эксцентричный губернатор в фильме «Блейз» - с его неуемной страстью к актрисочкам из ночных кабаре, выступающим в номерах с раздеванием!

Каким бы старым и сумасшедшим он ни казался, он все равно неотразим, и именно ему так откровенно благоволит полуобнаженная красотка Блейз Стар, (Лолита Давидович). А в картине «Мистер и миссис Бридж» Пол Ньюмен, играющий роль малосипатичного адвоката, не ударил лицом в грязь перед одной из самых уважаемых актрис Голливуда - его собственной женой Джоан Вудворд.
Все эти сложные, интересные роли тем не менее не вызывают особого энтузиазма у актера.

- Кино претерпело много изменений, а сейчас оно переживает период катаклизмов,- говорит он с горечью. - Я имею в виду не только финальный продукт - фильмы. Но и то, как они снимаются, роль актера в них. И то, что технической стороне уделяется больше внимания, чем художественной. Телевидение сыграло плохую шутку с кино, понизив «планку» качества. Вместо того чтобы посмотреть пять фильмов, молодежь ходит пять раз на один и тот же. Руководство кинотеатрами находится в руках коммерсантов и адвокатов. Все это очень печально... Те фильмы прошлых лет, которые мне нравятся, сегодня бы ни за что не сняли.

- Так поэтому вы несколько лет не снимались?

- Было практически невозможно найти хороший сценарий, а поскольку я лишен литературных способностей, то не мог его написать сам для себя. Когда я только начинал, то из десяти сценариев, которые попадали мне в руки, наверняка можно было найти хотя бы один, в котором хотелось сыграть. А теперь надо прочитать штук полтораста, чтобы наткнуться на что-то путное. Кино и телевидение стали такими прожорливыми, что буквально заглатывают и сценаристов и все то новое, что они могут придумать.

- А каковы те критерии, которых вы придерживаетесь, выбирая сценарии для своих фильмов?

- Если бы знал, то сказал бы вам с удовольствием, но не имею об этом ни малейшего представления. Еще меня спрашивают, почему это я за небольшой период снялся сразу в трех фильмах, - они выходили один за другим. Я вовсе такое не планировал. Люди, которых я в них сыграл, совершенно непохожи один на другого, это абсолютно противоположные характеры с точки зрения эмоциональной и интеллектуальной, и мне было очень интересно работать над этими ролями.

Сыгранные персонажи оказывают огромное влияние на личность любого актера. Когда их становится много, они могут окончательно «закрыть» настоящий характер исполнителя. И он уже забывает самого себя, становится некой суммой фрагментов, оставшихся в наследство от различных героев, которых приходилось играть на протяжении многих лет.

Бывает, актеру особенно удается какая-то роль не важно где: на телевидении, в «большом кино», на политической арене или даже дома. И тогда получается так, что эта выдуманная личность каким-то образом проникает в артиста, его жизнь и как бы пытается оказать на него давление.

- А разве не публика виновна в том, что актеров часто путают с персонажами, которых они играют?

- В общем-то, да, особенно в Америке. В Европе проще изменить внешность, характер. А в США публика сразу же находит для исполнителя его «нишу» в жизненном пространстве и засовывает его туда. Если я надену черный парик и приделаю смешной нос, не исключено, что никто не захочет на меня смотреть. Американцы предпочитают получать товар в привычной упаковке, а если она отсутствует, они могут товар и не взять. Думаю, что на моей могиле могла бы быть такая эпитафия: «Здесь покоится Пол Ньюмен,
умерший в нищете, потому что его глаза вдруг стали карими».

- И все же однажды «золотоносные голубые глаза» рискнули обмануть публику,- вы нацепили седой спутанный парик и подрисовали побольше морщин, чтобы сыграть влюбленного престарелого губернатора Лэнга в фильме «Блейз».

- Да, меня мучило подозрение, что публика не примет меня в этой роли. Вызывала беспокойство также разница возрастов героев. Но потом я подумал: а ведь кино - это всегда риск.

- Губернатор Луизианы Эйр Лэнг ставит на карту карьеру из-за безумной страсти к легендарной Блейз Стар, актрисе кабаре...

- Эйр - оригинал, эксцентричный американец, мошенник, эпикуреец...

- А как вы охарактеризуете своего героя в фильме «Мистер и миссис Бридж»? - Мистер Бридж - это темная сила, проклятье его родного городка Канзас-сити. Что до сюжета, это вовсе уж необычный фильм: удивительная смесь импрессионизма и реалистических сценок.

- Этот фильм очень отличается от «Толстяка и Малыша», а главный герой - от генерала Гроувза, этого современного Мефистофеля, овладевшего душой амбициозного Оппенгеймера.

- Гроувз - удивительный человек, он привык манипулировать людьми, он незыблем, как утес. Еще до начала съемок фильма я просмотрел старые послевоенные фильмы, где этого существовавшего в действительности генерала можно было увидеть «живьем»,- желчный, надменный человек...

- Гроувз боролся за то, чтобы атомная бомба была наконец-то выпущена и сброшена. Вы же всю жизнь боретесь за сокращение ядерных вооружений. Как же вы с такими убеждениями воплощаете на экране образ человека, проповедовавшего совсем другие идеи?

- Я много лет боролся за установление контроля над производством оружия, однако, с другой стороны, не могу отрицать, что именно существование ядерной бомбы позволило в течение сорока лет поддерживать мир. Поэтому мою позицию можно в определенном смысле назвать «конфликтной». Хочу также отметить, что сегодня ситуация в мире изменилась и возможность случайности, ошибки, из-за которой могла бы разразиться новая мировая война, значительно меньше, чем пятнадцать-двадцать лет тому назад. Фильм Толстяк и Малыш» побуждает людей думать, вызывает у них интерес к этой проблеме, призывает занять определенную позицию в вопросе разоружения.

- Вы ведете также настоящую борьбу против наркотиков со дня смерти вашего сына, ставшего жертвой наркомании. Сейчас и американское правительство развертывает войну против наркобизнеса. Что вы думаете об этом?

- Слишком мало, слишком поздно...

- Вы образовали специальный фонд борьбы с наркоманией и назвали его именем вашего сына. В этот фонд поступают доходы с предприятия, производящего продукты питания, на которых стоит имя Пола Ньюмена...

- Да, я отдаю доходы от моего «пищевого» предприятия в фонд борьбы против наркомании. Мне было бы неприятно выпускать коробки, на которых красуется моя физиономия, ссыпать в карман заработанные деньги и тратить их на себя. А ведь их немало, это миллионы долларов: мои соусы для салатов и спагетти приносят больше доходов, чем мои фильмы.

- Марлон Брандо заявил, что для него теперь невыносимо играть в кино. А для вас?

- Нет, хотя и могу понять, почему Марлон Брандо так выразился. Ведь если подумать, в нашем ремесле есть немало от детской игры: например, надо кем-то притворяться. Но ведь необходимо уметь это делать, нужны способности. И надо много упражняться. Все говорят, что я счастливчик.

Однако профессия актера для меня -тяжкий труд. А вот люди, обладающие талантом Брандо, могут себя не утруждать, поэтому, честно говоря, я их ненавижу. Иногда смотрю свои старые фильмы - как же я тяжко трудился! В мои роли всегда было вложено так много труда и так мало умения! Только совсем недавно я освоил это ремесло - ремесло актера.

- И только в 1985 году киноакадемия присудила вам «Оскара» - за всю вашу артистическую карьеру. А год спустя вы получили эту награду за участие в фильме «Цвет денег». Вы были довольны?

- В тех ситуациях, когда решение зависит от членов жюри, никогда не знаешь, какой смысл может обрести полученная тобой премия. Порой она может иметь сугубо субъективный характер. Другое дело – спортивные трофеи, особенно призы, полученные за победу в автомобильных гонках. Уж они-то куда как реальны! Ты мчишься наперекор всему, даже времени, и ничто не может повлиять на твою победу.

- А как родилась ваша страсть к гоночным машинам?

- В детстве я не очень-то хорошо учился, со спортом тоже не получалось, а я жаждал побеждать. Я никогда не был большим говоруном и до сих пор испытываю затруднения в общении с людьми. Только за рулем машины я чувствовал себя в своей тарелке, более того, мне казалось, что именно тут ко мне возвращается моя врожденная грация.

Когда я появился на гоночной трассе в первый раз, мне пришлось пережить немало насмешек. Это произошло во время перерыва в съемках - именно тогда я почувствовал дикую тоску от чтения сценариев, которые скапливались на моем столе. Нужно было срочно занять себя чем-то - и я нашел чем. Теперь каждый раз по окончании очередного сезона автогонок говорю себе: все, конец, хватит, а на самом деле никак не могу отказаться от этого спорта.

По материалам книги "Звезды Голливуда. (80-е - 90-е годы)". М., 1995.