История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Том Стоппард репетирует «Берег Утопии» в Москве

Герцен, Бакунин, Белинский и Огарев – для многих это фамилии из школьного учебника, общественные деятели и революционеры, оставшиеся в истории. Оживить представление о русской истории и о самых передовых ее представителях решил британский драматург Том Стоппард. Вместе с актерами Российского академического молодежного театра он готовится к премьере спектакля по своей пьесе «Берег Утопии». Рассказывают «Новости культуры».

История начинается в 1833 году в родовом поместье анархиста Бакунина с разговоров о немецкой философии. Гораздо позже, в 2003 году, драматург Том Стоппард начал писать об этом поколении молодых, талантливых, непочтительных к старшим людей, о передовых русских мыслителях XIX столетия. Один из главных персонажей – Александр Герцен. Стоппард часто приходит в его дом на Сивцевом Вражке, который сегодня стал музеем. «Больше всего меня поражает история гибели семилетнего сына Герцена. Мальчик утонул. Он был с бабушкой на корабле, его тело не нашли, а у бабушки, матери Герцена, каким-то образом оказалась в кармане детская перчатка. Это все, что осталось у Герцена в память о младшем сыне – эта перчатка. Самое удивительное, что она здесь, в этом здании», – говорит писатель, драматург Том Стоппард.

Для Стоппарда поход в дом-музей, где жил один из персонажей его пьесы, означает только одно: пьеса закончена, персонажи расставлены по местам, судьбы определены. «Я прихожу в музей посмотреть на личные вещи моих героев, но ни в коем случае не раньше, чем закончу пьесу. А вот когда путешествие и поиск завершены, тогда только понимаешь настоящее значение каждой из этих вещей. Это же дорожный сундук Герцена – с ним он путешествовал в Англию», – замечает Том Стоппард. «Берег Утопии» – в буквальном смысле, крупное произведение. Стоппард создавал его около четырех лет в своем маленьком доме во Франции, избегая шума Лондона. «Берег утопии» состоит из трех частей: «Путешествие», «Кораблекрушение», «Спасение». «Это пьеса о реальных людях, не абстрактных. Это не о путешествии их душ, хотя утопия – это то, куда устремлены их помыслы. Но все эти люди, они во плоти. Это не о дискуссиях и тезисах. Театр не для этого», – считает Стоппард.

Молодых философов и мыслителей должны играть молодые, убежден драматург. В РАМТе уже давно идут репетиции. Стоппард внимательно следит за подготовкой к премьере, хотя и не знает русского. Общий настрой и атмосферу на сцене он чувствует хорошо. «Эти молодые люди были очень современными для своего времени, они были передовыми европейскими мыслителями, если хотите. Например, женщины и мужчины их кружка поддерживали идею свободы и независимости в любви. А вот например, когда у жены Герцена случился роман с другим, Герцен повел себя как второразрядный буржуа и собственник, настолько он был зол. Видите как интересно», – рассказывает Стоппард.

Репетиции продлятся до октября. РАМТ начнет свой сезон с долгожданной премьеры, и, может быть, британец Стоппард вернет россиянам живое представление о наших же мыслителях и вольнодумцах со страниц учебников истории.