История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

"Боксеры": писатель Петр Вайль о фильме

Петр Вайль, писатель, о спорте и кино

Мало что играло такую важную роль в поэтике и стилистике советского кино, да и всей жизни, как спорт. Разве что война. Но это одно и то же. «Эй, вратарь, готовься к бою, часовым ты поставлен у ворот. Ты представь, что за тобою полоса пограничная идет». А зачем представлять-то? Это же понарошку, тут не кровь льется, а всего лишь пот. Но вся лексика - милитаристская. Постановка вопроса - военная.
Был короткий период в 60-е, когда речь пошла о гармонии в античном духе. Тогда журналисты писали о том, как прыгун Брумель провел полдня в Третьяковской галерее, а тяжелоатлет Власов забыл у штанги томик Вознесенского. Побеждала дружба. Но недолго.
Что удивительно, военизированное отношение к спорту торжествует и тогда, когда российский спорт стал большим бизнесом. Разговоры о заговорах идут, как в славные безденежные времена. Как пел Высоцкий: «А наши ребята за ту же зарплату уже пятикратно выходят вперед». Зарплаты другие, а подход тот же.
Происходит допинговый скандал вокруг российской спортсменки: сразу речь о враждебном окружении, о той самой пограничной полосе. Что-то не припомнить, чтобы Канада вела разговор об антиканадском заговоре, когда дисквалифицировали их спринтера, сильнейшего на планете. Не слыхать было об антианглийском заговоре, когда Марадоне засчитали знаменитый гол рукой англичанам на чемпионате мира. Понятно: взрослые самостоятельные люди отвечают сами за себя. А коллективному оборонному сознанию проще и удобнее верить в заговор, в кольцо врагов – будь то Антанта, империалисты или спортивные злоумышленники.

24 марта 2005 в 13:55 - фильм «Боксеры».