История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Воинов Константин. Волшебник кино

25 мая 2008 года - 90 лет со дня рождения Константина Наумовича Воинова, режиссера, актера и сценариста. Его режиссерским дебютом в кинематографе стал фильм «Сестры» 1956 года. Затем были картины «Трое вышли из леса», «Солнце светит всем», «Время летних отпусков», «Молодо-зелено». Пожалуй, самые известные фильмы режиссера поставлены по произведениям русской классики - «Женитьба Бальзаминова» и «Дядюшкин сон» (смотрите 25 мая в 16:25). Сергей Мартинсон, сыгравший в «Дядюшкином сне» одну из главных ролей, подарил Воинову книгу о себе с надписью: «Волшебнику кино Константину Наумовичу Воинову, такому же поразительному режиссеру, каким был в дни моей актерской юности великий Мейерхольд. Сергей Мартинсон».
25 мая в 15:45 о режиссере и его работе рассказал документальный фильм Александра Шпагина «Карнавал Константина Воинова» из цикла «Острова».

Писатель и сценарист Александр Евсеевич Рекемчук:
«После окончания Литературного института я уехал на север. Там началась моя писательская судьба. Наиболее, может быть, неожиданной и яркой страницей в ней был момент, когда я приехал с севера в Москву и привез только что законченную повесть, которая называлась "Время летних отпусков". Я принес ее в редакцию журнала "Знамя". Меня там знали, мою повесть быстро прочли. Что удивительно, это характеристика времени, знаменцы не только решили печатать мою повесть, они позвонили на "Мосфильм" Ивану Александровичу Пырьеву и сказали, что у них есть повесть, которая будет печататься, совершенно неизвестного автора и, по мнению редакции, эта повесть может представлять интерес для экранизации. Меня пригласил Пырьев, великий, знаменитый, бесконечно обаятельный человек. Он меня познакомил с Константином Воиновым. Костя Воинов в то время тоже был в кинематографе начинающим, как я в литературе, поскольку он - театральный режиссер, театральный актер, а тут были первые шаги как кинематографиста. Он к этому времени снял телевизионный фильм, который вышел на экраны под названием "Сестры", а в его основе был рассказ Павла Филипповича Нилина "Жучка". Главную роль в этом фильме сыграла Лидия Смирнова. Многие судьбоносные узлы для Воинова завязались на этой картине, для Воинова и для Лидии Смирновой. Этот союз продолжался до последнего дня его жизни. К этому времени Воинов закончил работу над полнометражным фильмом по сценарию Семена Фрейлиха, который назывался "Трое вышли из леса". Я был поражен мастерством молодого режиссера, на меня очень сильное впечатление произвели актерские работы.
Воинов как никто иной умел работать с актерами. Я выделю роль, сыгранную Валентином Зубковым. Это был очень сильный актер, о нем говорили как о русском Алене Делоне. Он сыграл несколько ролей в нашем кинематографе, к сожалению, не раскрылся полностью, так как мог раскрыться, но тогда, во время этого просмотра, практически была решена одна задача будущего фильма - подбор актера на главную мужскую роль во "Времени летних отпусков". Мы сразу же с Воиновым пришли к убеждению, что эту роль должен сыграть Валентин Зубков.

Так случилось, что повесть "Время летних отпусков" прочел главный редактор "Известий" Алексей Аджубей, зять Никиты Сергеевича Хрущева. Аджубею эта повесть так легла на душу, что он стал уговаривать Хрущева прочесть ее, но Никита Сергеевич не был любителем чтения, он засыпал на первой же страницы любой книги. Он ее не прочел. Когда фильм "Время летних отпусков" был снят, в Гагры к Никите Сергеевичу Хрущеву в гости приехал президент африканской страны - Ганы, которого звали Кваме Нкрума. Константин Наумович Воинов мне рассказывал, что переговоры, деловая часть общения очень быстро завершилась, им не о чем было разговаривать, нечего было делать. Никита Сергеевич предложил посмотреть кино. Им принесли список только что вышедших фильмов, и, по-видимому, Хрущев увидел название "Время летних отпусков", вспомнил о том, что ему советовал Аджубей это прочесть, и решил, что фильм о пляже, о красавицах пляжных, комедия, может быть, музыкальная. Они пошли в зал смотреть "Время летних отпусков". Вместо пляжа им показали захудалый таежный промысел и людей, которые маются на земле, из которой уже выкачали все, что можно. Никита был взбешен, по рассказам Константина Наумовича. Он увел из зала своего гостя и тут же позвонил министру культуры Екатерине Алексеевне Фурцевой. Как сказал Воинов, разговор был таким: "Как вы смели снимать такое кино?". Фурцева очень переполошилась, потому что разнос был страшный, позвонила на "Мосфильм" и задала один вопрос: "Там еще что-нибудь есть Воинова или Рекемчука?". Ей сказали: "Есть. Мы снимаем следующий фильм - "Молодо-зелено". "Закрыть", - сказала Фурцева, и фильм закрыли. Закрыли фильм, в котором играли юный совсем Олег Табаков, Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев, Иван Переверзев. В воспоминаниях Юрия Никулина есть такой эпизод: "В съемочные дни нас разгоняли буквально силой со съемочной площадки, так были мы все увлечены этой работой". В самом начале картину прикрыли. Это случилось в те времена, когда Никита Сергеевич Хрущев устроил разнос в Манеже современным художникам, когда громили писателей, кинематографистов. Но то, что тогда сотворил Никита Хрущев, может быть то, на что его намеренно натолкнули, заставило людей понять, что происходит бред, абсурд, что нужно спасать положение. И "Молодо зелено" снова запустили в производство. Константин Наумович Воинов рассказал мне, что Фурцева, узнав о том, что картина "Молодо-зелено" готова, попросила привезти ее на тогдашнюю улицу Куйбышева, нынешнюю Ильинку. У нее в кабинете был широкий экран, она одна села смотреть фильм. Она смотрела одна, даже без своих заместителей, помощников. Хохотала всю картину, аплодировала в зале одна. Когда фильм закончился, к ней подошли ее холуи из министерства культуры, она сказала такую фразу: "Оба реабилитированы". То есть реабилитирован режиссер и автор сценария - Константин Наумович Воинов и я. Картина вышла на экраны и имела успех.
Я как автор сценария должен сказать, что "Время летних отпусков" на голову выше, чем "Молодо-зелено", но судьба у них сложилась по-разному. "Молодо зелено" оказался более громким фильмом».

Татьяна Конюхова, актриса:
«Начинаются съемки картины "Время летних отпусков". Валя Зубков - мой партнер. Роскошная группа. Группа всегда обожала работать с Константином Наумовичем, потому что он был очень требователен. Он мог раскричаться, но он просто гневался, а не оскорблял человека, и гнев его был очень мощный, такого темперамента - вулкан. Просто вулкан. Но у нас с ним отношения были потрясающие совершенно. Я его понимала с полуслова. Если у меня что-то не получалось, он говорил: "Танек, Танечек, Танек". Это его обращение ко мне. Я просто как собака, которая ждет хозяина, понимала его с полуслова и говорила: "Все, все. Я сейчас сделаю, Константин Наумович". Тогда много дублей снимали. Он требовал полной отдачи. Съемки для меня с Константином Наумовичем были праздником души».