История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Съемочная группа фильма "Как я провел этим летом" представит свою работу журналистам

Завтра, 18 марта, в пресс-центре ВГТРК состоится пресс-показ фильма Алексея Попогребского "Как я провел этим летом", а также будет проведена пресс-конференция, в которой примут участие режиссер-постановщик Алексей Попогребский, продюсеры Роман Борисевич и Александр Кушаев, артисты Сергей Пускепалис и Григорий Добрыгин, оператор-постановщик Павел Костомаров. Ведущий пресс-конференции - Петр Шепотинник.

Картина "Как я провел этим летом" получила двух "Серебряных медведей" на Международном кинофестивале в Берлине. Актеры Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис были отмечены почетной наградой за лучшую актерскую игру, другой приз достался оператору Павлу Костомарову, снимавшему ленту.

В центре сюжета фильма – судьба двух героев разных поколений, дорабатывающих вахту на труднодоступной полярной станции в Северном Ледовитом океане, рассказ о том, как личность и характер раскрываются в экстремальных обстоятельствах.

Фильм снимался на действующей полярной станции в самой северной точке материковой части Чукотки. Съемки стали дебютным киноопытом для актера Григория Добрыгина.

Алексей Попогребский о замысле:
«Когда я в детстве читал дневники и воспоминания полярников, меня поражала их способность адаптироваться к совершенно другим представлениям о времени и пространстве. Одна зима казалась для меня тогда целой вечностью, просидеть полдня дома было мукой, а эти люди - в полной изоляции, за сотни километров от ближайшего жилья - спокойно распоряжались годами своей жизни. Этот фильм во многом о столкновении двух людей с несовместимыми способами существования в пространстве и времени. Снять такую историю можно было только при полном погружении в эту особую реальность. Мы пошли на риск, организовали абсолютно автономную экспедицию и провели три месяца на труднодоступной полярной станции на самом севере Чукотки. Членам группы приходилось ездить по тундре под дождем и снегом на крыше вездехода, плавать на надувной лодке за пятнадцать километров по Северному Ледовитому океану, таскать тяжелое оборудование по скалам, отгонять головнями белых медведей, но, к счастью, никто не пострадал. Риск оправдался, и мы вернулись в Москву с уникальным материалом».

О названии: «Фильм был известен под рабочим названием "Последний день". Я всегда относился к нему как к формальному заголовку. Окончательное название "Как я провел этим летом" подчеркивает отношение к происходящему молодого героя нашего фильма. Именно через него мы рассказываем эту историю, так как его жизненный опыт близок к нашему. Грамматика этой фразы неслучайна. Это название с "двойным дном". Чтобы узнать, с каким именно, надо посмотреть фильм».

Григорий Добрыгин о роли: «Первым ключиком к моей роли был образ свободного молодого романтика – вроде Че Гевары. который уверен в своих силах и ему все нипочем. Между героями фильма складываются отношения по типу «отцов и детей» и соответствующие этим отношениям конфликты. Павел – самый обыкновенный парень, который, попадая в экстремальные жизненные условия, ведет себя соответственно своей человеческой природе, следуя инстинктам самосохранения и выживания».

О работе: «Работать с Алексеем Петровичем просто здорово! У нас с ним выработалась такая система общения «режиссер-актер», что ему не нужно было даже ничего говорить. Я уже по его мимике, по его жестам понимал, что нужно сделать, чего он хочет от меня. Первые две недели я очень волновался, так как это, все-таки, первая картина, в которой я снимался. В самом начале Попогребский так мне и сказал, что через пару недель будет полегче. Он не сразу впряг нас в работу. Первую неделю мы обживались, притирались друг к другу, общались с Сергеем, делали тесты. Фильм снимался хронологически. Максимум – могли перескочить через одну сцену. Я не смотрел ни одного плэйбэка, я не видел ни одной картинки, не было никакого самолюбования. Я только играл и чувствовал – так или не так. Однажды ко мне заходит Попогребский и говорит, что нужно будет немножко сойти с ума. И я сошёл. Дня на три я действительно сошел с ума».

Сергей Пускепалис: «Невероятное совпадение - съемки проходили не так далеко от тех мест, где я провел свое детство. Когда мы снимали на Туманной станции, заброшенной с начала 1980-х годов, я подобрал газету «Известия» тех лет. Нахлынули воспоминания. Та же фактура камня, те же обветренные и иссеченные пургой серые доски. Было ощущение, что сейчас из-за угла появится мой отец. Абсолютно верное решение снимать на действующей полярной станции Валькаркай. Было интересно наблюдать за ее начальником Владимиром Мелюшкиным. Он городской человек, но уже много лет работает на Валькаркае. В его жизни совершенно неожиданно сочетаются выработанный десятилетиями уклад и современные вещи вроде спутникового телевидения и ноутбуков. При этом приходится выполнять массу тяжелой ручной работы, а зимой сутками сидеть без света. Если что-нибудь случится, помощь может прийти очень нескоро».

Павел Костомаров о съемках: «Мне кажется, что это самый правильный способ съемок – уехать на край земли на три месяца и не питать иллюзий на досрочное недоделанное возвращение. Режиссер, опершись на экстрим, на мальчишескую тягу к приключениям, на мужскую дружбу, нашел способ окунуться в настоящее. Я ему за это очень благодарен. Я бы всегда хотел так снимать кино. Я бы хотел так жить».

Роман Борисевич о съемках: «Съемки на Чукотке – это одно из самых ярких воспоминаний в моей жизни. Только для того, чтобы побывать в этих краях, уже имело смысл "запускаться" с таким фильмом. Но "запуститься" и работать с той съемочной группой, которая была на нашей картине, – значит отправиться в трудное и очень интересное, полное приключений путешествие с настоящими товарищами, объединенными одной целью. Теперь я понимаю, как люди покоряли Эверест и Северный полюс. На съемках я видел таких людей, самоотверженных, целеустремленных, смелых, и, что очень важно, порядочных. Это наша группа».

О фильме: «Мне кажется, ничего подобного в российском кино до сегодняшнего времени не снималось. Это фильм, который абсолютно не имеет границ, языковых барьеров, он понятен всем. Возможно, фильм о столкновении двух поколений, родившихся в разных странах и относящихся к разным эпохам».

Интересные факты:

Фильм снимался в течение трех летних месяцев на действующей труднодоступной полярной станции Валькаркай на севере Чукотки. Сегодня на станции работает пять человек.

В июне-июле солнце в этих широтах практически не заходит. Самая длинная съемочная смена длилась 23 часа – сколько позволял свет.

Когда группа прибыла на станцию в июне, океан был все еще покрыт льдом; в последние дни съемок лег снег и начал образовываться молодой лед. Впервые снег пошел 3 августа. Средняя температура в эти летние месяцы составляла +5 градусов.

До полярной станции Валькаркай, где снимался фильм, нужно добираться шесть часов на вездеходе от города Певек, самого северного города России.

В самый первый день экспедиции по дороге на полярную станцию все съемочное оборудование стоимостью несколько сот тысяч долларов чуть не утонуло, когда вездеход застрял посередине реки.

Актеры в фильме выполняют реальные операции по снятию метеорологических данных и пересылке их на материк. Эти действия необходимо выполнять каждые четыре часа.

«Аарчым» - радиопозывной героев фильма, «Фея» - реальный позывной базовой станции в городе Певек. Актеры работали с действующей рацией, и несколько раз в эфир включались настоящие метеорологи.

Действие фильма происходит на несуществующем «острове Аарчым». Авторы фильма назвали его так в честь живущей на станции Валькаркай лайки Арчум, которая пешком дошла от Гренландии до Чукотки в составе экспедиции французского путешественника.

Для съемок была создана подробная географическая карта «острова Аарчым».

Туманная Станция, на которой снималась одна из самых напряженных сцен фильма, находится на самой северной географической точке материковой Чукотки – мысе Шелагский.

Туманная Станция заброшена с 1981 года. До нее чрезвычайно трудно добраться, поэтому за прошедшие три десятилетия на ней побывало не более десятка человек. Съемочная группа добиралась до нее на надувной лодке пятнадцать километров по Северному Ледовитому океану.

Актер Григорий Добрыгин нашел на Туманной Станции радиограмму с приказом об эвакуации, почти полностью повторяющим текст радиограммы из сценария.

РИТЭГ (радиоизотопный электрогенератор), прототип радиоактивного устройства из фильма, используется в Заполярье для питания маяков в безлюдных местах. В случае неисправности РИТЭГ представляет реальную угрозу экологии и жизни человека.

На Туманной Станции находится четыре действующих РИТЭГа. Неподалеку от станции Валькаркай расположена ныне заброшенная радарная рота ПВО. На одном из радаров катается персонаж Григория Добрыгина.

Всего в окрестностях места съемок жило пять полярных медведей: первыми появились медведица с двумя взрослыми медвежатами, затем матерый самец (именно он «снимался» в фильме), и под конец съемок – молодой медведь, пытавшийся пообедать режиссером и оператором.

Всего было отснято около 80 часов материала, включая кадры с полярными медведями, китами и арктическими пейзажами. Далеко не все могло войти в кинокартину, так что будет подготовлен отдельный видовой фильм в качестве бонуса.

В названии фильма использован стилистический прием «анаколуф» (от греческого – «непоследовательный», «неподходящий»). Это риторическая фигура, состоящая в нарочитом нарушении грамматической согласованности членов предложения.