История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Страницы истории книжной графики – на выставке в Литературном музее

Программу Фестиваля коллекций современного искусства продолжает выставка, экспонаты которой можно отнести скорее к уходящей художественной натуре, чем к опытам современности. В экспозиции «Мастера книжной графики» свою коллекцию представляет Борис Фридман. Среди сотен произведений в его собрании есть уникальные гравюры патриарха отечественной книжной графики Владимира Фаворского. Репортаж «Новостей культуры» – с открытия выставки в Государственном литературном музее.

Набор штихелей, кожаная подушечка с песком, кость для оттиска – это личные инструменты Владимира Фаворского – классика и теоретика отечественной книжной графики. Рукотворное мастерство – уходящая натура, потому Борис Фридман и коллекционирует рисунки и офорты, литографии и ксилографии.

«Он собирает книжную гравюру, авторскую книгу, книгу художника, не ограничиваясь каким-то временем или страной. Его коллекция охватывает весь ХХ век и все страны», – замечает куратор Алина Федорович.

Игорь Макаревич – участник группы «Коллективные действия» – заметная фигура «московского концептуализма». В 1980-х, когда выставлять свои произведения было невозможно, он, в отличие от Кабакова и Булатова, книжным заказам предпочитал монументальные. Впрочем, были исключения. Кафку, английские пьесы XVIII века и Теккерея он иллюстрировал по любви. Для серии листов к «Ярмарке тщеславия» освоил изощренную технику.

«Мягкий лак, еще это называется карандашной манерой. Эта техника была популярна в XIX веке, и она несколько напоминает литографскую технику, хотя, в общем-то, принадлежит к технике офорта. Кроме того, я добавил акватинту», – рассказывает художник.

Акватинта – техника, которую Гойя использовал в серии «Капричос». Советская полиграфия не смогла воспроизвести созданного Макаревичем тонального богатства. Жемчужные переливы при издании обратились в мутную кашу. Тем ценнее возможность увидеть авторские оттиски самого художника.

Леониду Тишкову повезло больше: иллюстрированный им сборник обэриута Николая Олейникова «Вулкан и Венера» издан недавно и хорошо. Один из энтузиастов направления «книга художника» и большой экспериментатор в книжной графике, Тишков через всю книгу провел выдуманного им самим персонажа – героя оды Олейникова «Хвала изобретателю».

«Я решил дать этому изобретателю настоящее имя – Жора Поповский, и всю его жизнь проследил, нарисовал», – говорит художник.

Иллюстрировать Льюиса Кэрролла – испытание для самого изощренного воображения. Прошедший его Юрий Ващенко считается одним из лучших иллюстраторов «Алисы в стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье». Издание с его рисунками превратилась в элитарное, как в свое время «Страдания юного Вертера» и драматургия Метерлинка в акварелях Бориса Свешникова. Четыре зала Литературного музея вместили пять книжных графиков разных поколений, разных стилей, одного уровня мастерства.