История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Урусевский Сергей. Кадр как картина. 100 лет со дня рождения

К 100-летию со дня рождения оператора Сергея Урусевского были показаны: документальная программа из цикла «Острова» (23 декабря, 21:20) и драма «Бег иноходца» (23 декабря, 10:50), по мотивам повести Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары».

«Программа к 100-летию Сергея Урусевского прежде всего о том, как создавались выдающиеся произведения операторского и режиссерского киноискусства. О том, как творил человек, как рождались идеи и как они воплощались в жизнь. В центре фильма – дневник Сергея Урусевского с рабочими записями и зарисовками кино-планов. В том числе и новаторской сцены гибели Бориса из фильма «Летят журавли». Дневник был предоставлен дочерью Сергея Урусевского, Ингой Сергеевной Урусевской, доктором биологических наук и хранительницей наследия своего отца», – рассказывает режиссер программы Виталий Трояновский.

О Сергее Урусевском вспоминают Алексей Баталов, Илья Миньковецкий, Инга Урусевская. Использованы фрагменты из фильмов «Летят журавли», «Неотправленное письмо», «Я – Куба», «Бег иноходца», документального фильма «Сергей Урусевский» (1972). В программу также вошли аудиозапись беседы критика Александра Липкова с Сергеем Урусевским, фрагмент интервью Сергея Соловьева с Иннокентием Смоктуновским, материалы Российского госархива кинофотодокументов.

Сергей Урусевский – выдающийся кинооператор, художник и первооткрыватель, сумевший сделать движение камеры частью реальной драматургии и средствами своего искусства выразить то, что скрывается в глубине человеческого сознания. «Его кадр были настолько выразительным, что в нем одном ощущалось содержание и смысл всей картины. Смотрю на его картины только с благоговением. Мистическим, если хотите!» – рассказывает в программе режиссер Геннадий Полока.

Работа Урусевского-оператора началась с такими мастерами советского кино, как Владимир Легошин, Всеволод Пудовкин, Марк Донской, Юлий Райзман и Григорий Чухрай. Знаменательной для Урусевского оказывается встреча с Михаилом Калатозовым. Их совместная работа «Летят журавли» была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» в 1958 году на XI кинофестивале в Канне. Этот фильм стал для российского кинематографа поистине новаторским. Новым было все: и удивительная естественность актеров, и необычность характеров, и право человека на ошибки и падения, и, конечно, великолепная операторская работа. «Нужно уйти от натурализма факта, создать образ смерти, страдания, конца. В этом должна присутствовать драма не свершившаяся, навеки неосуществленная», – писал Сергей Урусевский.

По мотивам одноименного очерка Валерия Осипова тандем Калатозов–Урусевский снял фильм «Неотправленное письмо». Картина до сих пор является образцом изобразительного решения психологического фильма. Василий Ливанов вспоминает: «Так сложились обстоятельства, что я оказался среди актеров, исполнителей фильма "Неотправленное письмо". Счастлив этому обстоятельству, потому что это была суровая, тяжелая, отчаянная, но очень мощная практическая школа. Все компоненты работы Сергея Павловича сложились в определенную профессиональную философию. У него была фантастическая одержимость своей профессией. А вообще Урусевский и Калатозов мои крестные отцы в кинематографе. Это была идеальная пара в творчестве. Больше такого режиссера у Урусевского не было, и наоборот. Я считаю, это было трагическое расставание».

В последние годы своей жизни Сергей Урусевский пробует себя в роли режиссера. В 1968 году по мотивам повести Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары» он снял драму «Бег иноходца». Прекрасная история о табунщике Танабае Бакасове, отце троих детей. О его трагической любви к вдове-солдатке Бюбюджан. И о верном спутнике Танабая коне-иноходце Гульсары.