История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Закулисные волшебники музыкального мира

Первое октября – Международный День музыки, учрежденный по решению ЮНЕСКО. С 1975 года он отмечается во всех странах мира. Найти человека, равнодушного к музыке, так же сложно, как представить мир, лишенный звуков. И все же сегодняшний праздник, прежде всего, профессиональный, а музыкальных профессий существует огромное множество. Представители многих из них, как правило, оказываются в тени исполнителей. О тех, кто за кулисами, рассказывают «Новости культуры».

Цветы и овации обычно достаются тем, кто выходит на сцену в главных музыкальных ролях. Но ведь музыки не существовало бы без ролей второго плана, исполнители которых, как правило, остаются за сценой.

Кира Александровна Шашкина преподает уже 54 года. О своих учениках говорит: «Это мои дети». У многодетной мамы, конечно, есть любимчики. А кто сказал, что их не должно быть?

«Вот это наш класс, где я занимаюсь с учениками. А вот это афиша, которую мне подарил Михаил Васильевич Плетнев в 2007 году. Эта афиша меня постоянно вдохновляет, потому что я занимаюсь с учениками, сижу за этим роялем и постоянно ловлю взгляд моего ученика», – рассказывает педагог Центральной музыкальной школы Кира Шашкина.

Михаил Плетнев в годы учебы в музыкальной школе за роялем проводил очень много времени. В основном, экспериментировал. Удержать его в рамках одной программы, которую готовили к зачету, было практически невозможно.

«И мы тогда с ним придумали такую вещь: он будет записывать, сколько времени он работал над каждым произведением», – продолжает Кира Александровна. Эту систему она до сих пор использует в работе с учениками.

У Маргариты Кравченко другой метод. Она заставляет своих студентов петь. Так, например, Александра Сикорская вовсе не вокалистка, как может показаться на первый взгляд. Она будущий концертмейстер.

«Заметен или незаметен концертмейстер? Хороший концертмейстер не должен быть заметен. Заметен только плохой. И плохой концертмейстер может серьезно испортить жизнь и певцу, и скрипачу», – считает заслуженная артистка России Маргарита Кравченко. В классе скрипача Леонида Когана она работала концертмейстером десять лет. Мало того, что жизнь не испортила ни одному из его студентов, так еще и сама многому научилась. Побывала на многих международных конкурсах и собрала целый архив курьезных историй.

«На сцене кто-то открыл дверь, ноты у меня слетели и разложились веером на полу. Вот так я и играла. Скрипач даже не заметил этого. Он был так увлечен, что даже не отреагировал на мою странную позу с опущенной головой», – вспоминает она.

Опущенная голова и полное погружение в работу – для скрипичного мастера Анатолия Семеновича Кочергина такая поза вполне привычная. За работой он иногда проводит целый день, чтобы вдохнуть в инструмент душу. Когда-то Кочергин делал табуретки, а сейчас известные музыканты заказывают ему инструменты.

«Это инструмент по заказу Башмета я сделал. И делал его пять лет. В этом веке это первый инструмент, мной сделанный», – замечает мастер.

Прежде чем передать инструмент музыканту, автор проверяет его звучание. Заставить инструмент «запеть» – задача для исполнителей. Если удастся с ней справиться, возможно, после концерта, кто-то скажет: «Это было маленькое музыкальное чудо». Впрочем, закулисные волшебники этого не услышат, и аплодисменты им опять не достанутся. Но чудеса они творить не перестанут.