История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Синайский полуостров. В Большом театре опять сменился художественный руководитель

Вчера генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов заявил о том, что художественный руководитель театра Леонид Десятников оставляет должность по собственному желанию. Понять из заявлений сторон, что стало причиной увольнения, не представляется возможным. Более того, стороны расходятся в показаниях даже относительно того, было ли увольнение. После появления первой информации г-н Десятников посчитал необходимым ее публично опровергнуть. Дирекция же театра в своих публичных высказываниях настаивает на прекращении отношений и даже называет преемника Десятникова, которым должен стать с нового сезона 63-летний Василий Синайский, ныне один из приглашенных дирижеров театра и руководитель симфонического оркестра в шведском Мальме. При этом г-н Синайский будет выполнять лишь часть функций, которые формально были возложены на г-на Десятникова.

Пресс-служба Большого театра, похоже, озабочена лишь тем, чтобы успокоить общественность, и не торопится с официальной информацией. Во всяком случае, посетовав на шквал звонков, "Времени новостей" сообщили, что прекращение сотрудничества с Леонидом Десятниковым полностью соответствует первоначальным договоренностям с ним, которые предусматривали объединение в его руках функций главного дирижера, главного режиссера и главного балетмейстера (sic!) и увольнение с должности художественного руководителя сразу после появления в театре главного дирижера (ввиду пересекающихся функций). Г-н Синайский назначен на должность главного дирижера и приступает к своим функциям с 1 сентября этого года.

При этом пресс-служба настойчиво заверяла в том, что «никакой трагедии нет», что старый художественный руководитель и новый главный дирижер уже побеседовали, что г-н Синайский согласился со всеми планами Большого театра до 2015 года и передача власти происходит «из рук в руки». На вопрос, появились ли в театре две другие фигуры, функции которых выполнял г-н Десятников, нам сообщили, что функции главного балетмейстера «фактически» выполняет Юрий Бурлака, а главного режиссера ищут. Официальное объявление об изменениях обещали сделать на ежегодном сборе труппы 21 сентября, где будут присутствовать и оба руководителя.

Композитор Леонид Десятников заключил контракт на замещение должности художественного руководителя Большого театра в начале прошлого сезона. Этому предшествовал период безвластья, затянувшийся на полгода после отставки Александра Ведерникова. Срок действия контракта Десятникова истекает 31 декабря 2011 года. В момент заключения контракта композитор, прервавший ради Большого четвертьвековую карьеру свободного художника, оптимистично говорил о том, как много его связывает с Большим, в том числе о совместной борьбе за постановку оперы «Дети Розенталя» и об успешном сотрудничестве с хореографом Большого Алексеем Ратманским. Десятников утверждал, что рассматривает себя в качестве кризис-менеджера, не уточняя, впрочем, в чем же, по его мнению, заключается кризис в Большом.

Сложно говорить о каких-то результатах деятельности Леонида Десятникова на посту художественного руководителя Большого театра, ибо слишком уж незначительным был срок его работы. В течение прошлого сезона Большой театр представил две успешные оперные премьеры -- «Воццека» Альбана Берга и «Летучую мышь» Иоганна Штрауса. Но тут роль Десятникова скорее всего сводилась к тому, что он не мешал. (Планы явно формировались до его назначения, если, конечно, Десятников не был тайным властелином театра еще до назначения.) В балет Десятников обещал «не лезть» еще в пору назначения, что не мешало ему продолжать сотрудничество с Ратманским (сейчас они работают над балетом «Утраченные иллюзии»), которое оказалось весьма плодотворным.

Таким образом, совершенно очевидно, что в решении об отставке Леонида Десятникова не стоит искать художественную составляющую. Кажется, что причины тут исключительно административные или же, как уже случалось в истории Большого, идеологические.