История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Выставка французского рисунка в ГМИИ им. Пушкина

«Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в этом году будут проводиться уже в тридцатый раз, и официально откроются 2 декабря. Традиционно вместе с музыкальным фестивалем стартует и созвучная ему выставка. На этот раз это «Французский рисунок». Выставка показывает его развитие с 1860 по 1970-е годы и посвящена перекрестному году Россия-Франция. Первыми всё богатство французской графики оценили журналисты. Рассказывают «Новости культуры»

Скромная супружеская пара, родители двух малолетних детей, Этель и Юлиус Розенберг были убиты в 1953 году электрическим разрядом в 2000 вольт. Они были приговорены к электрическому стулу за якобы переданный СССР секрет атомной бомбы. Французский художник Фернан Леже принимал участие в пропагандистской кампании, организованной по всему миру в защиту Розенбергов. Это его эскиз головного платка с их портретами. Бело-красно-синий платочек, нарисованный в 1952, не спас Розенбергов, и они его не увидели, их казнили через год. На выставке в пушкинском их портрет пострадавших вроде бы за СССР и для СССР экспонируется напротив портрета «голоса СССР на Западе», нашего самого выездного писателя Ильи Эренбурга.

«Это портрет Ильи Эренбурга, сделанный Матиссом в 1946, когда Эренбург приезжал в Париж», - говорит куратор выставки Виталий Мишин. 55-летнего советского писателя, лауреата сталинской премии Илью Эренбурга, 77-летний французский классик Анри Матисс уговорил позировать, когда тот забежал к нему на пять минут на чашечку кофе, настолько художника заинтересовала личность и лицо писателя.

Точной копией знаменитого «Танца» Матисса, навеянного, как считается дягилевскими балетами, Щукин планировал украсить парадную лестницу своего московского особняка. Позднее от этой идеи он отказался, написав Матиссу, что взял на воспитание трех несовершеннолетних девочек, не может ли мсье Матисс изобразить фигуры в одежде. Заказ, тем не менее, был исполнен в таком виде и представлен на Осеннем парижском салоне 1910 года. Работа вызвала скандал, но Щукин, скрепя сердце, все же купил «Танец» Матисса. В то время многие французские художники жили только благодаря заказам коллекционеров из России. В собрании пушкинского музея, на треть состоящем из коллекции Щукина, рисунки и акварели Дега, Ренуара, Пикассо, которые, по словам директора пушкинского музея Ирины Антоновой, не видели уже несколько поколений зрителей.

В парижскую коммуну художников с Монмартра кураторы выставки с легкой руки советских искусствоведов записали и выходцев из России - Осипа Цадкина, Леопольда Сюрважа и Марка Шагала.

«Шагал попал в Париж в 1911 году в качестве одного из многочисленных паломников, стекавшихся со всех строн Европы, которые стремились приобщиться к последним веяниям современного искусства. Шагал, а вместе с ним художники из России, создали очень мощное крыло внутри парижской школы и уже без них парижскую школу трудно представить», - рассказывает куратор выставки Андрей Толстой.

Для советского строя эмиграция была смертным грехом. Художников-эмигрантов вроде Шагала в СССР не признавали. Сегодня их уже никто не делит на «своих» и «чужих». Работы бежавших из России художников соседствуют на этой выставке с работами французских мастеров, сочувствовавших советскому строю и посылавших свои рисунки в СССР лично товарищу Сталину – в подарок на день рождения.

 

Все материалы темы «Год России и Франции - 2010» >>