История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Смирнов Андрей. Непарадный Смирнов

К юбилею Андрея Смирнова будет показан художественный фильм «Осень» (12 марта, начало в 10:40). В свое время картине досталось от критики, но это только подогрело к ней интерес зрителей.

Андрей Сергеевич Смирнов родился в Москве в 1941 году. Режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма) окончил в 1962. Творческую судьбу Смирнова немногословно, но емко описал коллега по цеху режиссер Олег Ковалов.

Олег Ковалов об актере и режиссере Андрее Смирнове:
«Проникновенная баллада о фронтовом поколении, фильм «Белорусский вокзал» (1970) сразу стал частью народного сознания, словно существовал там всегда, как дерево в поле. Вряд ли притихшие в залах люди запомнили фамилию режиссера: произведение как бы уже не принадлежало своему создателю. Ныне режиссера Андрея Смирнова словно бы и не существует. Его судьба — рваный, расползающийся пунктир, не стягивающийся в единую линию.

Андрей Смирнов дебютировал фильмом «Пядь земли» (1964) (совместно с Борисом Яшиным). Неспешный и вроде бы непритязательный рассказ об окопных буднях дышал тем «чувством войны», которое жило в крови у детей фронтовиков, но ничем от прочих зрелых дебютов не отличался.
Зато уникален был «Ангел» (1967) . Фильм счищал камуфляж «романтической героики» с Гражданской войны, являя ее дикий и страшный лик. Сам стылый, промозглый воздух этого фильма словно пронизан фанатизмом и остервенелой жестокостью воюющих сторон. Народ впал в исступленное самоистребление, время, как обезумевшее колесо, сорвалось с оси и вскачь понеслось в бездну… А ведь в тематических планах «Ангел» числился в качестве юбилейного подношения к 50-летию советской власти — и, конечно же, со скандалом лег на «полку».

«Белорусский вокзал» продрался к зрителю. Не было бы счастья, да несчастье помогло: вслед за лязгом наших танков по пражской брусчатке по экранам загрохотала эпопея, где мудрый Сталин «освобождал» народы Европы. Однако наглое клацанье милитаристскими затворами нужно было чуть приглушить, и власти скрепя сердце закрыли глаза на оппортунистический по сути реализм этого непарадного фильма.

В «обойме», куда было Андрея Смирнова зачислили, он оставался недолго: его следующая режиссерская работа вызвала «нездоровый ажиотаж у части населения». «Осень» (1974) на свою голову высекли в прессе, и зрители рванули выискивать по кинотеатрам картину, где, по слухам, цвела диковинная для постного советского экрана «эротика». Камерная, с горчинкой и светлой печалью история любви действительно была чувственной, но популярной стала по другой причине: пока режим мобилизовывал население на героический труд, она утоляла «голод чувств», заметно обострившийся в семидесятые. В опалу Андрей Смирнов попадал с регулярностью приливов и отливов, не устраивая начальство не только своими фильмами, но и как-то всем сразу: точной прямой речью, выдающей неумение лгать и лукавить, статной угловатой фигурой, всегда неуместной и лишней в казенном интерьере, нервным заостренным профилем и въедливым горящим глазом.

Но у сыгранного им Чернова в фильме «Чернов/Chernov» (1990) — затравленный взгляд, почти предсмертная впалость щек, а тело нервно подергивается, как при незримой экзекуции. Сергей Юрский написал Чернова сострадательно, но Андрей Смирнов не адвокат своему персонажу, он не прощает его — за липкие от пота ладони, когда нужно сделать решительный шаг, за взгляд, трусливо и вовремя отведенный от друга, впавшего в немилость, за неловкую улыбку перед самодовольным подлецом, за вечную униженность перед настырной и страдающей возлюбленной... Так пристрастно и безжалостно нравственный человек судит лишь самого себя — и за то, что было, и за то, что могло быть, да Бог уберег. В «Мечтах идиота» (1993), вольной экранизации «Золотого теленка», он сыграл роль подпольного миллионера Корейко, который всегда был серым пятном на фоне ослепительного великого комбинатора. Но в фильме на месте Остапа оказался одутловатый нувориш в ярких тряпках, а взгляд прикован к воистину блистательному здесь Андрею Смирнову. Нахохлившийся затворник с неуверенными, запинающимися интонациями, странным гонором и пугливой походкой — даже по своей коммунальной клетушке он пробирается словно по заминированному полю...

По сути, Андрей Смирнов наделяет Корейко теми же комплексами и иллюзиями, что жестко развенчивались им в Чернове. Но здесь его персонаж словно окутан мягкой дымкой сочувствия, ибо кажется живым человеком, заплутавшим в бездушном мире масок. В гротескных кадрах фильма запечатлен тот интеллигент, что стал реликтом вроде диковинной рептилии: за стеклом огромного аквариума, в зеленоватых водах, вместе со скользящими рядом огромными рыбинами плавает, пуская пузыри, герой Андрея Смирнова — прямо в светлом дешевеньком костюмчике и парусиновых тапочках и с нелепо, на манер плавников, разведенными конечностями...

В свое время режиссерскую судьбу Андрея Смирнова ломали образцово-показательно — без публичных эксцессов, специальных постановлений, лишнего шума. Кому-то могло показаться, что для обиженных режимом перестройка — время реванша и сатисфакции. Но жизнь не развивается по законам мыльных опер, и «все будет хорошо» разве что у тех, кто смеет озаглавливать таким образом свои произведения... Андрею Смирнову, автору фильмов «Белорусский вокзал» и «Осень», знатоку Тургенева, Бунина, Чехова, хорошо известен смысл слова «поздно»: фильмов он больше не снимает. Пишет статьи, сценарии, ставит пьесы в театре, играет в чужих фильмах. Свои роли».

Другие работы Андрея Смирнова:

Девять дней одного года (1961) - актер
Эй, кто-нибудь! (1962) – автор сценария и режиссер совместно с Б.Яшиным
Шуточка (1966) – режиссер совместно с Б.Яшиным
Чужая боль (1967) – режиссер
Мадемуазель де Пари (1968) – автор сценария и режиссер
Верой и правдой (1979) – режиссер
Красная стрела (1986) – актер
Сентиментальное путешествие на картошку (1986) – автор сценария
Я сделал все, что мог (1986) - автор сценария
Мания Жизели (1995) – актер
Дневник его жены (2000) – актер


Использованы материалы:
Кинословарь. Новейшая история отечественного кино (1986-2000). Т.III. С. 103-104.