История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

О двухсотлетней истории жостовского промысла

К предстоящему 185-летию жостовского промысла в залах Фонда народных художественных промыслов открыта экспозиция «Волшебный сад». Произведения жостовского искусства в своё время были непременным атрибутом российского быта. Ручная работа, промышленные масштабы, высокое качество и почти двухвековая история. Такими характеристиками может похвастаться далеко не каждая солидная фирма. Рассказывают «Новости культуры».

Букеты из роз, пионов, георгинов на тёмном или светлом фоне – фирменный стиль Жостова. Казалось бы, яркие, красочные подносы на фабрике делали всегда. Но начиналось всё с довольно скромных табакерок, декоративных тарелок, коробочек из папье-маше. Материал был позаимствован в Федоскино, находившемся неподалёку. Там занимались лаковой миниатюрой. Прежде, чем найти свой стиль, художники Жостова экспериментировали с техниками, красками, росписью. Огнём свечи выжигаются точечки. Такая техника называется «червячок».

Ирина Соловьева, куратор выставки: «Червячок был любимым рисунком для семейства Льва Толстого. И чай в усадьбе подавался исключительно на таком подносе».

И всё-таки широкого распространения такой рисунок не получил. Так же, как жанровые сценки на сюжеты сказок и исторические темы. Зато подносы с цветами пользовались огромным спросом. У каждого мастера были свои секреты, как смешивать краски, какой лак использовать, каким должен быть фон. Так что похожих букетов на подносах не встретишь.

Ирина Соловьъева, куратор выставки: «Мы назвали выставку «Волшебный сад»… Все-таки ищешь глазами те самые распустившиеся цветы, колокольчики и в центре – розаны».

Разобраться в секретах жостовского промысла можно было прямо на выставке. Художник Татьяна Куракина провела мастер-класс. Прежде, чем приступить к росписи, нужно размешать белила льняным маслом так, чтобы не было комочков. Кисть обязательно должна быть беличья.

Татьяна Куракина, художник: «Обязательно кисть лопаточкой делается. Основная наша роспись, в чём отличие от всех остальных росписей. Это кистевой мазок. И кисть мы никогда не переворачиваем в разные стороны, чтобы она в одну сторону срабатывалась».

Обычно композиция делается без эскиза, и рисунок придумывается на ходу. После росписи белилами накладывают тени. Потом происходит обжиг. Затем рисуются листья и подбираются оттенки цветов.

Татьяна Куракина, художник: «Чем отличается наша роспись от нижнетагильской. У нас она многоструктурная. И есть, как первый план, так и второй , и глубина есть. А там они с одного раза пишут».
За счёт этой сложной техники букеты на жостовских подносах кажутся объемными, так что хочется оторвать их от фона и взять в руки. Настоящий волшебный сад.