История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Тарковский Арсений: "Я по крови - домашний сверчок"

Если правду сказать,
я по крови — домашний сверчок,
Заповедную песню
пою над печною золой,
И один для меня
приготовит крутой кипяток,
А другой для меня
приготовит шесток золотой.
Путешественник вспомнит
мой голос в далеком краю,
Даже если меня
променяет на знойных цикад.
Сам не знаю, кто выстругал
бедную скрипку мою,
Знаю только, что песнями
я, как цикада, богат.


«Сверчок», 1940
Арсений Тарковский.

Арсений Тарковский начал писать стихи еще совсем ребенком. В его семье писали все. Отец - Александр Карлович - был журналистом, писал стихи, рассказы, занимался переводами Данте, Гюго. Друг отца познакомил Арсения с творчеством украинского философа и поэта Григория Сковороды, оказавшим на юного поэта большое влияние. Вместе с отцом и братом Арсений Тарковский посещал поэтические вечера Игоря Северянина, Константина Бальмонта, Федора Сологуба. В 1913 году родители подарили сыну томик стихов Михаила Лермонтова. Годы после революции и Гражданской войны обернулись для Тарковского скитаниями «без копейки в кармане», случайными заработками, он чудом избежал ареста за крамольный по меркам новой власти акростих о В.И. Ленине. Судьба привела Арсения Тарковского в 1925 году на Высшие литературные курсы.

Арсений Александрович Тарковский родился 100 лет назад - 25 июня 1907 года. Он очень любил день рождения. Близкие вспоминали, что Арсений Александрович надолго укладывался в постель, ставил перед собой деревянную доску, кнопками прикреплял к ней лист бумаги и не вставал до тех пор, пока не рождалось новое стихотворение. Это был подарок самому себе.
Наверное, одним из самых дорогих подарков, когда-либо полученных поэтом, было первое издание книги его стихов, но случилось это только в 1962 году, когда Арсению Тарковскому было уже 55 лет. Книга «Перед снегом» получила похвальный отзыв Анны Ахматовой и мгновенно была раскуплена читателями. В тот же год его сын - кинорежиссер Андрей Тарковский - получил Большой приз Венецианского международного кинофестиваля за фильм «Иваново детство».
До 1962 года Арсений Тарковский почти не публиковал свои сочинения, скромничал, очень строго оценивая себя как поэта. Ему блестяще удавались стихотворные переводы других авторов. Он много переводил национальных поэтов (грузинских, сербских, киргизских, туркменских), и в кругу литераторов считался мастером бережного перевода. Позднее, после войны, когда пришло решение опубликовать собственные стихи, то изданию долго чинились различные препятствия. Его первая книга стихов была готова еще в 1945 году, но так и не дошла до своего читателя.

Марина Тарковская вспоминает об отце:

«Вообще я никогда не видела папу в процессе написания стихотворения, но я видела его после того, как это свершилось. Это же величайший, таинственный творческий акт, исполнение творческого долга, что ли, потому что это - долг. Пришла Муза. Она очень жестокая дама. Она приходит, поэт ей благодарен, что она его вдохновляет в данный момент, но она еще и требует и обязывает выполнить поэтический долг. Вообще жизнь поэта кажется только очень легкой, эфемерной, какой-то такой похожей на жизнь бабочки. Нет, это тяжкий, каторжный труд. Жизнь поэта состоит в том, что поэзия захватывает человека целиком.
Папа работал, как переводчик, но и как поэт он тоже работал постоянно. Человек постоянно внутри себя пишет стихи, а потом бросается их записать, ведь работа идет не только, когда человек берет перо в руки, а когда он просто живет. Он живет в этом подводном мире или, наоборот, воздушном, надземном. Я не знаю, как это объяснить, но возвращаться, выныривать из этого мира ему очень трудно.
Папа был, я не могу сказать спортивный, но очень живой, подвижный, ловкий. Конечно, папа любил маму, у них была большая любовь, и ничто не предвещало того ужаса, который потом начнется с папиным уходом из семьи. "Зеркало" Андрея появилось как отклик на ту семейную трагедию, которая во многом наложила отпечаток на судьбу Андрея, на его характер. И на мою судьбу, конечно, и на папину судьбу, потому что папа говорил, что каждая последующая жена хуже предыдущей, то есть мама была лучшая в этом списке жен, а их было у него три.
Папа действительно был домашний сверчок, хотя он пишет о сверчке как о поэте, о музыканте, который играет на старой скрипке. Конечно, он был поэтом прежде всего, но, тем не менее, папа был домашним, уютным. Он умел создавать этот уют и свой микромир. Причем он для нас с Андреем казался прекрасным, потому что мама была аскетичным человеком, ей ничего не надо было, кроме чашки чая и папиросы, и, конечно, хорошей книги и каких-то близких друзей. Папа очень хорошо ладил с бытом, создавал уют. Я помню, как он чай заваривал, как он накрывал на стол. Жена в этом смысле абсолютно не занималась хозяйством, и он как-то свой мир умел обуютить. Папа был праздник. Папа был прекрасным человеком, красивым. Он всегда был беден, но он умел создавать свой какой-то прекрасный мир. Он любил красивые вещи: трубку, трубочный табак хороший, какой-то хороший одеколон. Всегда очень хорошо от него чем-то пахло. Он любил лаванду.
Для Андрея это был образец для подражания во всем. Он даже почерк свой выработал, похожий на почерк отца. И папа любил Андрея. Вообще Андрей, так же как и папа, очень хорошо знал, чувствовал природу. Папа, наверное, более абстрактно мыслил, если можно так сказать. Он тянулся в космос, к звездам, был замечательный астроном».

Документальный фильм Марины Тарковской из цикла «Острова» был показан 25 июня в 19:55. Показ приурочен к 100-летию со дня рождения Арсения Тарковского.

Сайт, посвященный Арсению Тарковскому – Музей Арсения Тарковского.