История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

115 лет назад родился Александр Довженко

Имя советского кинорежиссёра Александра Довженко известно всему миру. В фильмографии классика советского кино всего семь игровых и три документальных ленты, неравнозначных по художественному воплощению, но неизменно грандиозных по масштабу авторского замысла. Когда-то Александр Довженко сказал: «Мои картины похожи на яблони - хорошо потряс, набрал 500 яблок, плохо - упало штук 10». В его время немногим были по вкусу эти плоды. Масса сценариев, проектов, идей остались нереализованными. Но и сделанного оказалось достаточно, чтобы творчество Довженко вошло в золотой фонд мирового кино как яркий пример искусства, опередившего своё время. Сегодня со дня рождения Александра Довженко исполняется 115 лет. Рассказывают «Новости культуры».

Художник-карикатурист, сельский учитель, писатель, секретарь советского посольства в Варшаве и Берлине - с таким послужным списком Александр Довженко пришел в кинематограф. Ему было больше 30.

Он признавался, что не имел ни малейшего представления об этой профессии, но искренне верил в важность «нового искусства». Начав с комедий и шпионских фильмов, Довженко скоро подошел к своим эпическим полотнам – «Звенигора», «Арсенал», «Земля» - став главным художественным деятелем новой, советской Украины.

Евгений Марголит, киновед: «Никто, как он, соразмерен по масштабам этой роли титана – человека, который несет для своего народа знания о самом себе. Люди, говорили о том, что с ними никогда не было, они вышвырнуты из своего обычного, веками длившегося существования и брошены в историю, они ищут нового языка для нахождения себя исторических – это главная задача Довженко».

Только материалов «Звенигоры» хватило бы на четыре картины. В кинополотно Довженко вместил три века украинской истории – от казачины до большевиков. Рассказывая древнюю легенду о Звенигоре, он движется из столетия в столетие и обратно. Привыкшие к последовательному монтажу зрители были удивлены, даже Эйзенштейн признался, что впечатлен, но сбит с толку.

Джемма Фирсова, актриса, режиссер, ученица А. Довженко: «Довженко стоит особняком в искусстве кино, почти все наши классики были реалистами и прагматиками. И был единственный человек, который шел от души и был практически поэтом. Ему были нужны свои методы, он изобретал свои приемы – он не мог работать приемами общими».

В фильме «Арсенал» - уже конкретное историческое событие, приход большевиков в Киев. Покинутые поля сражения, искаженные не то плачем, не то смехом лица, и встык - Николай Второй, пишущий в дневник главные события дня: «Убил ворону. Погода хорошая». Удивительный по силе монтажный ряд стал одной из главных особенностей фильмов Довженко, а главной темой творчества - земля-кормилица и люди, веками живущие на ней. Идеи коммунизма режиссер так и воспринимал как нечто новое, что строится на основе старых традиций и неразрывно с ними связано. Власть в лице Сталина поощряла Довженко.

Евгений Марголит, киновед: «"За вами долг – украинский Чапаев», – сказал Сталин", - вручая ему орден Ленина, предполагая, что там будет выведена его руководящая роль».

В украинском «Чапаеве» - «Щорсе» о вожде не упоминалось. Это был удар. Во время войны Довженко и вовсе променял режиссуру на документалистику, был военным журналистом.

После войны снял лишь две – не лучшие свои картины. Поэму о творчестве «Жизнь в цвету» перекроили в повесть о селекции «Мичурин», а лента «Прощай, Америка» так и осталась незавершенной. Довженко погрузился в преподавание.

Джемма Фирсова, актриса, режиссер, ученица А. Довженко: «Он, например, говорил такие вещи: "Не делайте картину, если вы не чувствуете, что без этого не сможете жить. Режиссер должен не только уметь ставить фильм, но и знать, как распланировать город, иметь представление, как учить детей"».

Есть факт, иллюстрирующий отношение Довженко к режиссуре, – снимая фильм «Аэроград», он отправил серьезный доклад, как и в какой точке Тихого океана строить такой город. Довженко был из тех начинателей кино советской эпохи, которые верили, – каждая их новая картина – по сути, чертеж будущего идеального мира, который должен быть воплощен в жизнь.