История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Протазанов Яков: Наследство Якова Протазанова

В кинофирме «Тиман и Рейнхардт» в начале XX столетия был человек, который «работал за всех». Судя по его воспоминаниям, он был одновременно переводчиком, оператором, кассиром, реквизитором, бухгалтером, помощником режиссеров, заведующим актерской труппой, состоящей из двенадцати человек. Этим человеком и был Яков Протазанов.
К 125-летию со дня его рождения 4 февраля 2006 года был показан выпуск программы «Магия кино» и художественный фильм «Праздник святого Йоргена» (6 февраля 2006 в 11:00), который режиссер снял в 1930 году.

Однажды, во время съемок в Киеве, когда актеры отдыхали в ресторанчике, актер Владимир Шатерников с большим чувством спел «Песнь каторжанина». Протазанов тут же карандашом набросал одноименный сценарий, который был куплен студией. По случайности постановку картины поручили Якову Протазанову. Так началась его режиссерская судьба. Хотя приход Протазанова в кино в 1907 году был скорее случайностью, эпизодом на жизненном пути, продиктованным скорее любопытством к новому виду искусства. В 1900 году Яков Александрович окончил коммерческое училище и собирался поступать в петербургский Политехнический институт, но в это время его семью постигло банкротство. Пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно.

В его кинотворчестве важное место занимали экранизации литературных произведений. Одной из лучших его работ того периода стала экранизация пьесы Леонида Андреева «Анфиса» (1912). Перед Первой мировой войной он снял фильм по нашумевшему роману Анастасии Вербицкой «Ключи счастья» (1913), причем полностью окупились финансовые затраты. В 1915 году совместно с В.Р. Гардиным он переносит на экран «Войну и мир» Льва Толстого. Фильм встречает восторженный прием зрителей, а Протазанов переходит в кинофирму Ермольева, где ставит картину «Николай Ставрогин» («Бесы»).

В 1916 году Протазанов снял 15 картин! Хозяева фирмы требовали выпускать не менее одного фильма в месяц. Несмотря на производственную гонку, горячий поклонник Художественного театра, ориентирующийся в работе на метод Станиславского, Протазанов тщательно разрабатывал психологию, характер и поведение героев. Любовь к театру прививалась еще в детстве - мать режиссера, Елизавета Михайловна, коренная москвичка, свободно владела французским языком и очень любила театр. Пожалуй, впервые в русском кинематографе Протазанов устраивает с актерами застольный репетиционный период. Он вводит их в предстоящую работу, анализирует текст, помогает найти психологические мотивировки поведения героев. Фильм «Пиковая дама» (1916) отличала высокая режиссерская и операторская культура, психологическая глубина актерской игры, в первую очередь Ивана Мозжухина.

С 1920 по 1923 год режиссер живет в Европе: на студиях Парижа и Берлина вместе со своими постоянными актерами Мозжухиным и Лисенко он сделал шесть фильмов. Вернувшись в Москву, он снимает «Аэлиту» по роману Алексея Толстого. В фильме противопоставлялись два мира - старый (он находился на Марсе) и новый, революционный, начавший свою жизнь на Земле. Премьера «Аэлиты», состоявшаяся в Москве осенью 1924 года, наделала много шума. Как это часто бывало с фильмами Протазанова, критика сердилась, а публика штурмовала кассы. Тема Ленина, не обошедшая потом многих советских режиссеров, выразилась в фильме «Его призыв» (1925). «Работу Протазанова можно смело назвать первой художественной картиной о Ленине», - писал в 1948 году Всеволод Пудовкин. С 1925 по 1930 год Яков Александрович увлекался комедийно-сатирическим жанром: «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Праздник святого Йоргена», - попутно отшлифовав актерские таланты Игоря Ильинского, Анатолия Кторова, Ольги Жизневой.

Отдав должное жанру комедии, Протазанов ищет новую тему - современную, политически точную, и находит ее в рассказе «Сорок первый» Бориса Лавренева. Действие происходит в районе Каспийского моря в годы Гражданской войны. Девушка-снайпер из Красной армии (Ада Войцик) оказалась на уединенном острове вместе с белым офицером (Коваль-Самборский), в которого она влюбилась и которому суждено стать ее сорок первой жертвой. «Сорок первый» (1927) снимался в жарких Прикаспийских пустынях. Однако при съемке последней сцены, проходящей в море, разыгрался шторм, и стало холодно. Актеры могли простудиться, но отменить съемку было невозможно: творческой группе уже следовало возвращаться в Москву. Протазанов показал коллективу пример. Тщательно отрепетировав сцену на суше, он входил вместе с актерами в холодную каспийскую воду...

От современности Протазанова снова уводит классика. К двадцатипятилетию со дня смерти Чехова Протазанов выпустил альманах «Чины и люди», в который вошли «Хамелеон», «Смерть чиновника» и «Анна на шее». Главную роль в «Хамелеоне» исполнил Иван Москвин. Протазанов всячески поощрял его эксперименты. Играя околоточного надзирателя Очумелова, знаменитый мхатовец преображался до неузнаваемости. Последней немой картиной Протазанова стал «Праздник святого Йоргена» (1930). Следующий фильм «Томми» (1931) по повести Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69» назывался звуковой кинопьесой.

Владимир Швейцер вспоминал о Протазанове: «У него абсолютная монтажная память, как у музыкантов бывает абсолютный слух. Он читает литературную запись эпизода, как ноты, слыша уже голоса актеров». Очередь незабываемой «Бесприданницы» наступила в 1936 году. Швейцер занимался как раз литературными решениями эпизодов. Протазанов видел Ларису Огудалову, героиню пьесы Александра Островского, юной девушкой, непосредственной, впечатлительной, поэтому эту роль доверил студентке киноинститута Нине Алисовой, снимавшейся у него в фильме «О странностях любви». Этот выбор оспаривали многие, в том числе и Швейцер. Тогда никто не мог представить, что это исполнение роли окажется классическим. Работая над фильмом, Протазанов стремился найти собственно кинематографические средства для воплощения замыслов драматурга. Так была найдена поразительная деталь в сцене знакомства Ларисы и Паратова (его играл Кторов).

После окончания брачной церемонии, Лариса, выйдя из церкви, хочет сесть в экипаж. Ей преграждает дорогу весенний ручей. Девушка в нерешительности. И в этот миг статный красавец Паратов сбрасывает дорогую шубу и кидает ее прямо в воду. Мгновение. Пауза. И вот Лариса шагает по шубе, как по мостику, уводящему куда-то далеко-далеко от мира, в котором только что происходил свадебный обряд.
Эта сцена с удивительной органичностью входит в кинорассказ, коротко, но выразительно раскрывая многое в характере богатого дельца, красавца Паратова. Эпизод длится на экране считанные минуты. Снимали его две недели. «Бесприданница» с триумфом демонстрировалась по всей стране. Добралась картина и до Парижа, где в 1937 году проходила Всемирная выставка. Из Парижа «Бесприданница» вернулась с золотой медалью - Яков Александрович подарил эту медаль своему оператору Марку Магидсону.
Якова Протазанова обожали и актеры и осветители. Неотразимый красавец, до пожилых лет сохранивший юношески стройную фигуру, он отличался огромной энергией и дисциплиной, что в кино играет не меньшую роль, чем талант. Он умер в августе 1945 года, до последней минуты работая над режиссерским сценарием «Волки и овцы».

Использованы материалы:
Сто великих режиссеров. М., 2004. С.78-83.