История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Панова Вера: Спутники Веры Пановой

«Где-то оставила детей, живу птичьей жизнью, ни кола ни двора, и в это время черт знает на каких основаниях мечтаю стать писательницей и по целым дням что-то пишу на столе против пушкинского портрета…»

Свой первый настоящий гонорар она получила за сценарий детского новогоднего - 1941 - утренника. И на все деньги накупила еды, одежды для своих родных – матери, дочери и двух сыновей, которые в ту пору жили в одной абсолютной счастливой тогда деревне – в селе Шишаки на Украине. Жили все вместе, но без мужа Веры Пановой, без отца сыновей…
Мужа Бориса Вахтина арестовали в 1934, потом – краткое последнее свидание с ним в городе Кемь, куда Бориса привезли с Соловков, потом вернувшаяся с Соловков в Шишаки посылка с известием о том, что Борис Борисович Вахтин был вторично судим по статье 58 УК и получил новую меру наказания – заключение в дальних лагерях с особым режимом, без права переписки и получения посылок. И – вечная разлука - «За эту вечность разлуки я очень много узнала…»
Первую премию Панова получила за пьесу «Илья Косогор» (1939) на конкурсе на лучшую пьесу для колхозного театра- «с этой пьесы началось мое бытие как драматурга». Потом была еще одна первая премия, разделенная между Щегловым – за пьесу «Сокровище Сампо», Афиногеновым «Машенька» и Пановой за пьесу «Старая Москва» (1940).
А потом была война, заставшая ее в Пушкино (Царское Село), вместе с дочерью беженский путь до своих родных – через Нарву, где ютились в разоренной синагоге, - в уже оккупированные немцами Шишаки.
А потом сожженный немцами дом, пепелище: «Не уцелело ничего, кроме нас пятерых, которым негде было преклонить голову». В 1944 - Пермь, работа на радио и в газетах и публикация ее первый повести «Семья Пирожковых» (1944; переработанный вариант – «Евдокия», 1957; послужил основой для одноименного фильма, 1961, сценарий В. Пановой, режиссер Татьяна Лиознова).
В декабре 1944 по заданию редакции в течение двух месяцев совершила четыре рейса в образцовом военно-санитарном поезде № 312 к местам боев за ранеными.
«Я не поняла, зачем я санитарному поезду?
- Нам нужно ваше перо, - сказал мужчина. – мы получили из Главсанупра приказ написать брошюру о деятельности нашего коллектива. Для обмена опытом. И для этой цели нам разрешено пригласить журналистам».

В феврале 1945 года брошюра была утверждена поездными инстанциями… Но свет она не увидела: пока ее утверждали послеующие инстанции, война кончилась и санитарные поезда стали расформировываться.
«Но ее перепечатали на машинке на отличной бумаге, снабдили множеством фотоснимков и переплели в красный бархат. И даже к ней была приделана в виде закладки лента с золотой кистью. Ни одна моя книга никогда не будет так роскошно оформлена… В таком виде брошюра и пошла в Музей санитарной обороны вместе с двумя образцово-показательными вагонами ВСП-312».
Но главное, что «пребывание в удивительном коллективе ВСП-312 имело то значение, что тут я окончательно поняла: я буду писателем, потому что не могу им не быть; не могу не рассказать о жизненном подвиге этих людей… Это и будет мой посильный вклад мой - и в литератур, и в жизнь».
«Спутники» были написаны за восемь месяцев и напечатаны в 1946 году, а в следующем году повесть была удостоена Сталинской премии. В 1965 году режиссер Петр Фоменко создал на основе повести фильм «Поезд милосердия» и телефильм «На всю оставшуюся жизнь», сценарий написан сыном Пановой - писателем, кинодраматургом, китаистом Борисом Вахтиным.
Потом были еще две Сталинских премии: роман «Кружилиха» (1948), повесть «Ясный берег» (1950). Но самая дорога премия для Пановой была выдана ей шофером такси – за книгу «Времена года», потому книга эта «интересная – это раз. А два – то, что правду пишите… И вот по этим двум причинам я бы и дал вам премию, будь моя воля».
В 1955 году выходит повесть «Сережа», главный герой- шестилетний мальчик - осмысливает жизнь, в 1960 году был снят одноименный фильм по сценарию В. Пановой (совместно с режиссерами Г.Н.Данелия и И.В.Таланкиным.
Написаны были и короткие «портретные» повести, и рассказы о детях военных и послевоеных лет «Валя, Володя» – о судьбах ленинградских детей, вывезенных из осажденного города (на их основе по сценарию В. Пановой создан фильм «Вступление», 1960, режиссер Таланкин), «Трое мальчишек у ворот», «Мальчик и девочка», «Конспект романа», «Про Митю и Настю».

Официальная дата смерти Веры Пановой 3 марта 1973, Лениград.

Разве есть неофициальная? Последняя книга Пановой «Моё и только мое. О моей жизни, книгах и читателях» впервые была опубликована в 1975 году, к 100-летию писательницы книга переиздана без купюр, а заканчивается эта исповедальная проза главой «Последнее слово».

Оно обращено к нам, читателям...

Последнее слово
Я, Панова Вера Федоровна, родилась 20 марта 1905 года в Ростове-на-Дону, умерла 20 июня 1967 года, когда меня поразил инсульт, лишивший меня возможности ходить и владеть левой рукой.
Официальная дата моей смерти будет какая-то другая, но для себя я числю указанную дату, ибо до сих пор, вот уже более 2,5 лет, я, несмотря на все усилия любящих близких, превосходных врачей и целой роты людей, помогающих мне в моем бедственном существовании, не могу без посторонней помощи ступить ни шагу, и чувство жизни возвращается ко мне лишь в редкие минуты, главным образом тогда, когда я нахожусь в окружении любимых мною людей, к каковым относится мой муж, мои дети и внуки, а в последнее время еще и правнук, будущий продолжатель рода Вахтиных, только эта любовь дает мне силы переносить мою отвратительную болезнь, коею я наказана за мои грехи, за то, что была плохой дочерью, плохой сестрой, плохой внучкой, плохой мачехой, плохой женой (от последних слов да не помыслят мои дети лишнего: плохой женой в смысле недостаточного внимания и недостаточной заботы о муже, в смысле же верности всегда была тверда идиллически, никогда никто не был нужен, кроме мужа, тут моя совесть чиста).
Это пишется 23 марта 1970 года, скоро уже 3 года моего выбытия из жизни. Я делаю все, что велят врачи, веду тишайший образ жизни, пытаюсь работать. За время болезни написала (надиктовала) пьесу «Тредьяковский и Волынский», говорят — не бездарную, хотя театры ее не ставят и вряд ли когда-нибудь поставят. С сыном Юрочкой написали мы книгу «Жизнь Магомета», теперь вот пытаюсь записать прожитую жизнь, получается клочковато, но это ничего — пусть внуки когда-нибудь прочтут, какая-такая была у них бабка, плебейка, вышедшая в число писателей — и ведь не самых захудалых, по совести надо признать: и читают, и переводят на разные языки, и диссертации о ней пишут, и имена себе на том создают, даже за границей. И есть даже книги, которыми я горжусь всерьез, это — «Сережа» и «Лики на заре», и есть думка написать хорошую книгу о XVII веке на Руси, правда — эта работа то, что называют «выпить море», и удастся ли ее завершить — един Господь знает, но то, что уже для этой книги написано — не бездарно и ничем не выдает того обстоятельства, что у автора жестоко поражен мозг и работает, собственно говоря, только одна его половинка.
Мне сулят, что я восстановлюсь, что буду ходить самостоятельно, и я для этого выполняю всё и об этом ежечасно молю Бога, но пока нет причин так уж обнадеживаться. Всё решительно делается для моего исцеления, но сдвигов пока не видать. Помоги мне, Боже. И спаси и помилуй моих близких и любимых, с величайшим самоотвержением несущих этот крест — мою болезнь, мою вопиющую беспомощность».

Панова была всегда верным и добрым спутником, наверное, поэтому и ей на многотрудном пути Господь всегда посылал добрых людей: «Сколько добрых людей вижу я, оглядываясь назад, и никакие житейские беды и разочарования не могут заслонить этих людей…»

(Использованы материалы книги: Вера Панова. Мое и только мое. О моей жизни, книгах и читателях. СПб., 2005)

20 марта 2005 года исполнилось 100 лет со дня рождения Веры Пановой. К этой дате был приурочен показ фильмов по ее сценариям: 19 марта 2005 в 10:40 - «Мальчик и девочка», 20 марта в 10.40 – «Четыре страницы одной молодой жизни».