История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Старинная пластика и женская грация – «Шотландская симфония» вновь на сцене Мариинки

«Он перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев», – говорил Морис Бежар о Джордже Баланчине. Сегодня в репертуар Мариинского театра после двадцатилетнего перерыва возвращается «Шотландская симфония». Одно из самых поэтичных творений зрелого Баланчина перенес на петербургскую сцену американский хореограф Бен Хьюс. Партия «новой Сильфиды» досталась Ульяне Лопаткиной. Дополнят афишу премьерного вечера одноактных балетов еще два романтических мини-шедевра: «Тема с вариациями» Баланчина и «В ночи» Джерома Роббинса. О подготовке к спектаклю рассказывают «Новости культуры».

Постановщик спектакля Бен Хьюс репетирует с солистами даже во время прогона. Главные партии в «Шотландской симфонии» готовят сразу восемь пар. Каждый день Хьюс по тринадцать часов проводит в репетиционном зале.

«Я никогда не работал так много, и у меня не было так много пар. С каждой я работал индивидуально. Баланчинские балеты сложны скоростью, точной фразировкой, активной работой стоп. А в "Шотландской симфонии" еще существует такое понятие как полетность и невесомость. Как в космосе», – говорит балетмейстер.

В середине восьмидесятых «Шотландская симфония» шла в репертуаре Мариинского. Еще живы старые костюмы, они задействованы и в новой постановке. До сих пор в Мариинке помнят, как Сьюзен Фарелл учила солистов «танцевать музыку».

«Ноги должны работать очень четко, как часы, а руки должны быть подвластны ветру музыки, акцентам, аккордам. Они должны не останавливаться, а продлевать, все время жить», – рассказывает педагог-репетитор Мариинского театра Ирина Чистякова.

Секретам «Шотландской симфонии» Сьюзен Фарелл учила и Бена Хьюса в «Нью-Йорк Сити балле». Каждый нюанс должен быть выверен с максимальной точностью – это главное требование Фонда Баланчина при переносе балетов. По сравнению с другими шедеврами Баланчина, «Шотландская симфония» всегда остается немного в тени. Вместо традиционного Стравинского и Чайковского – Мендельсон и ярко выраженный национальный колорит. Хореограф поставил балет в 1952 году, после гастролей в Эдинбурге.

«Впечатления от шотландских парадов, которые были каждый вечер. Шотландские барабанщики, мужчины в килтах, плюс тяга к романтическому миру», – замечает исполняющий обязанности заведующего балетной труппой Мариинского театра, балетмейстер-репетитор Юрий Фатеев.

Художник по свету Владимир Лукасевич также работал над старой постановкой «Шотландской симфонии», но сейчас ему пришлось делать все с чистого листа. «Наша задача – сделать точно по партитуре Баланчина. В том виде, в каком он существовал», – поясняет он.

Для Ульяны Лопаткиной «Шотландская симфония» – это вызов самой себе. Главная героиня напоминает Сильфиду. Этого балета в репертуаре Лопаткиной нет – слишком воздушная, нереальная, далекая от земли. Впрочем, в «Шотландской симфонии» героиня соткана не только из воздуха. Музы Баланчина были реальными женщинами. Он посвящал и дарил им свои шедевры. Современные балерины это всегда помнят.

«"Шотландская Сильфида" допускает много разных вариантов, версий и интерпретаций. Она более естественная, более живая, более человечная. При этом сохраняется флер изысканности старинной пластики в сочетании с настоящей эмоцией, настоящей женской грацией. В ней есть что-то неуловимое от современной женщины», – считает Ульяна Лопаткина.

Евгений Иванченко, впервые увидел «Шотландскую симфонию», когда только пришел в театр. Мечтал, что когда-нибудь станцует главную партию. Ждать пришлось пятнадцать лет. «Здесь именно физически тяжело. Дыхание срывается. Когда много раз повторяешь, все уже в ногах, уже об этом не думаешь, и появляется легкость. Только тренировки, бесконечные репетиции – по шесть часов в зале репетировали», – рассказывает солист Мариинки.

Это уже одиннадцатая постановка Баланчина в Мариинском театре. И, кажется, не последняя. «Мистера B» здесь любят не только балетная труппа, но и зрители. Во всяком случае, лишних билетиков на премьеру точно не будет.