История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

Танеев Сергей. Контрапункт стройного письма

25 ноября исполняется 150 лет со дня рождения Сергея Ивановича Танеева - виртуозного пианиста и композитора, директора Московской консерватории, любимого ученика П.И. Чайковского и учителя Сергея Рахманинова и Александра Скрябина. Смотрите 25 ноября в 14:55 документальный фильм «Контрапункт его жизни», показ которого приурочен к памятной дате.

Что такое контрапункт? Если говорить упрощенно, то это строго организованная жизнь музыкальных тем (голосов) внутри полифонического произведения. Внутри фильма, посвященного Сергею Ивановичу Танееву, звучат музыкальные темы из произведений композитора: отрывки кантат «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», хоров на слова Якова Полонского, симфонии до минор и других сочинений. А голоса звучат за кадром – это озвученные фрагменты дневников Сергея Ивановича, переписки с Петром Ильичем Чайковским, а также воспоминания его собственных учеников.

Симфония до минор (op. 12) – одна из вершин творчества композитора. Премьерное исполнение, которое состоялась в январе 1898 году в Петербурге, успеха у публики не имело; отношение к симфонии изменилось лишь в 1902 году, после исполнения ее в Москве. Основная идея Симфонии до минор, по словам самого Танеева, – «устойчивая вера в победу света и разума». В музыке, которая развертывает перед слушателем насыщенную философскими смыслами концепцию, явственно различимы основные черты стиля композитора – возвышенная простота, мужественность, элементы драматической экспрессии.

Две кантаты – «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», - будучи крупными произведениями с духовной проблематикой, словно бы образуют арку над всеми композиторскими свершениями Танеева. Лирико-философская кантата «Иоанн Дамаскин» (1884) посвящена памяти Н.Г. Рубинштейна. В этом жанре предшественников в отечественной музыке у Танеева не было. Задумав «православную кантату» по типу баховских, Танеев фактически создал «русский реквием». Кантата написана на текст из восьмой главы одноименной поэмы Алексея Константиновича Толстого. Эта поэма – изложение канонического церковного текста – тропаря Иоанна Дамаскина на последование погребения.

Обращаясь к библейским образам, Танеев трактует религиозную тему в духе высоких философско-этических размышлениях о смысле жизни и воплощает их в монументальной форме, требующей огромного исполнительского состава. Кантата «По прочтении псалма» (1915) написана на текст Алексея Степановича Хомякова, являющийся поэтическим переложением 49-го псалма.

«Без преувеличения можно сказать, что в нравственном отношении эта личность есть безусловное совершенство, - охарактеризовал своего любимого ученика великий учитель Танеева Петр Ильич Чайковский. - И превосходнейшие качества его тем более трудно оценить большинству людей, что он их не старался выказать, и только близкие ему люди знают, сколько бесконечной доброты, какой-то идеальной честности и, можно сказать, душевной красоты в этом невзрачном на вид, скромном человеке».

Внутренний драматизм судьбы Танеева велик: творчество композитора с одной стороны затмевала слава великого учителя, с другой – гениальных учеников, Сергея Рахманинова и Александра Скрябина. Современники прежде всего видели в Танееве энциклопедически образованного музыканта, замечательного педагога и первого русского ученого – музыкального теоретика. Его композиторский дар оставался в тени – но сейчас его музыка воспринимается как пророческое видение путей развития музыкального искусства в ХХ веке. Танеев оказался прав в главном, предвидев, что это искусство пойдет по пути синтеза различных стилистических исканий на основе универсальных принципов музыкального мышления, открытых старыми мастерами-контрапунктистами.

Окончив в мае 1875 года Московскую консерваторию по двум специальностям – фортепиано и композиции – с Большой золотой медалью, Танеев вместе со своим педагогом Николаем Григорьевичем Рубинштейном совершил поездку в Афины и по городам Италии, а осенью того же года, уже самостоятельно, приехал в Париж. Он активно занимался самообразованием, посещал концерты и выставки, общался с Иваном Сергеевичем Тургеневым и семьей Полины Виардо, Камилем Сен-Сансом, Анри Дюпарком…
На обратном пути в Россию 20-летний юноша составил примечательный документ, своего рода жизненную программу, которой неукоснительно следовал всю жизни:
«Я еду из Парижа.
Это мое второе заграничное путешествие.
Когда я поеду в следующий раз за границу, я хочу быть:
a) пианистом;
b) композитором;
c) образованным человеком.
Это, в то же время, цель моей жизни, хотя слово “цель” тут совсем не у места. Действительно, слово “цель” предполагает нечто такое, на чем можно остановиться, какой-то предел, тогда как искусство и наука этого предела не имеют…»

(По материалам книги: «Русские композиторы. История отечественной музыки в биографиях ее творцов». «Урал Л.Т.Д.», 2001).