История
Руководитель
Солист
Репертуар
Гастроли
Фотоальбом
Пресса о нас
Партнеры
         
     
 

 

 

 

В Большом состоялась премьера «Бориса Годунова»

В память о Борисе Николаевиче Ельцине минувшим вечером поднялся занавес Большого театра. Состоялся первый показ оперы «Борис Годунов». Спектакль начался с минуты молчания и траурной речи главы федерального агентства по культуре и кинематографии Михаила Швыдкого. Рассказывают «Новости культуры».

Премьера состоялась. По приблизительным подсчетам это окончание работы трех тысяч человек, которые шили костюмы, строили декорации, ставили свет, репетировали. Двенадцать тысяч метров ткани, тысячи драгоценных камней, нашитых вручную, девятьсот костюмов, триста действующих лиц, и многолетние размышления одного из самых глубоких режиссеров современности Александра Сокурова соединяются сегодня в одну историю о человеке, достигшем высшей власти.

За кулисами Большого театра Сокуров в последний раз проверяет грим, настраивает певцов. Это похоже на благословение, нежели на последние указания перед спектаклем. После трех звонков мы следуем в зал. В начале – посвящение и минута молчания в память о первом президенте России.

Наконец, занавес открыт. В общей сложности опера длится почти четыре часа. Это вторая авторская редакция. Впервые за сто сорок лет в постановку включен новый фрагмент восстановленного нотного текста. «Нам удалось доказать, что разговор Шуйского с Борисом – сцена в царском тереме – был, на самом деле, длиннее, и дирижер Александр Ведерников с удовольствием согласился эту сцену несколько удлинить», – поясняет музыковед Евгений Левашев.

Что касается дирижера, то минувшим вечером он видел оперу впервые. До этого Александр Ведерников был занят балансом, работой с отдельными солистами и оркестром, а также разбором спорных моментах с Александром Сокуровым. «В общем, мы в чем-то думаем по-разному, но это совершенно не мешает делать один спектакль», – говорит дирижер.

Первое, что бросается в глаза, – живопись вместо декораций. Проработанность задних планов достигнута благодаря особому устройству полупрозрачных тканевых задников. Каждый сшит вручную по эскизам Юрия Купера. «Женщины – мастера, которые работали в мастерских, – они ну не прокляли меня, но здорово устали от того, что так много надо было шить, перешивать», – рассказывает художник-постановщик Юрий Купер.

О костюмах тоже нужно рассказывать отдельно. От первоначального варианта, предложенного Павлом Каплевичем отказались. «Черно-белый спектакль был придуман изначально, и было трудно баланс вот этот между сиянием, серебрением этим выполнить. Но потом, в какой-то момент, вдруг мы решили сделать цветное внедрение», – отмечает художник по костюмам Павел Каплевич. Золотой и серебряный цвета произошло из-за присутствуют в уникальных тканях, из которых решили сшить шубу Борису Годунову. Самое главное в образе Бориса – это состояние, в котором пребывает царь в момент возведения на трон.

«Это один из самых сложных композиторов в мировой классике. Возможно, самый сложный. Сложнее нет», – убежден Александр Сокуров.